Компьютерно и грамотно
Не сегодня и не вчера, и не на нашем форуме, началась дискуссия по поводу компьютерной грамотности. Началась она чуть ли не двадцать лет назад, когда правители СССР ужаснулись отставанию от Запада в этом плане.
С компьютером тогда имели дело несколько тысяч человек в засекреченных «ящиках» и вычислительных центрах, все остальные знали об этих таинственных машинах из фантастических книжек. И вот, чтобы исправить эту вопиющую ситуацию, в школах ввели предмет «Основы информатики и вычислительной техники».
Помню пафосные заголовки статей в тогдашней прессе вроде «Руку, товарищ компьютер!». Смысл публикаций: надо поднимать компьютерную грамотность, учить детей «работе за ЭВМ», догонять Запад, XXI век не за горами.
При почти полном отсутствии материальной базы даже в Москве школы в лучшем случае комплектовались предельно несовершенными, устаревшими еще до их выпуска советскими «бытовыми компьютерами» (помнит ли кто-нибудь названия вроде БК-0010 или «Микроша»?), информатика выродилась в фарс. Так что не сложилось у нас в 80-х с компьютерной грамотностью.
Но сейчас-то ситуация изменилась. Персональным компьютером почти никого не удивишь. И тем не менее
Хорошую, в общем, тему подняла на форуме «ЭргоСОЛО» Даздраперма Владиленовна: что такое компьютерная грамотность?
Или, как назвала она тему, «Компьютерная грамотность это о чем?»
«Догонем ли мы Запад по компьютеной грамотности? Перегоним!»
Уважаемые посетители этого форума, поделитесь, пожалуйста, своими мыслями на предмет того, что, в вашем понимании, есть эта самая «компьютерная грамотность». В частности, может ли считаться «компьютерно-грамотным» человек, не способный воспользоваться программой проверки орфографии (см. цитату)?
Алексей Анатольевич заметил на это:
Грамотность она ведь не только в способности делать то или иное действие в программе Microsoft Word. Конечно, очень важно пользоваться проверкой правописания. Этому, думаю, учат даже на компьютерных курсах. На этих же курсах учат машинописи. Ведь правда? Только «научаются» на этих курсах не все.
Есть предмет и метод. Предмет то, ЧТО мы делаем. А метод как мы ЭТО делаем.
Представляете, у Даздрапермы Владиленовны полетел компьютер. Бывает?.. И пригласила она к себе домой мастера, чтобы ей установили ОС от корпорации «Майкрософт» (лицензионную). И этот мастер вдруг (бывает?) стал набирать product key, о ужас, не слепым методом! Да что она подумает о таком мастере-фломастере, который не может набирать слепым методом? Она-то сама давно научилась набирать слепым методом!
Это намек на то, что компьютерная грамотность включает в себя умение набирать слепым десятипальцевым методом.
Алексей Анатольевич прав. Но ведь не все согласятся. Представим программиста, который, естественно, превосходно знает компьютер, но печатает «зрячим двухпальцевым методом». Он никогда не признает себя компьютерно безграмотным
Хотя неуверенность в обращении с клавиатурой безусловно свидетельствует о том, что человек с компьютером не на «ты». Это как если бы водитель блестяще знал Правила дорожного движения, разбирался во внутреннем устройстве автомобиля, но каждый раз, садясь за руль, мучительно вспоминал, как пользоваться рычагом коробки передач, какая педаль за что отвечает и какой кнопкой что включается
Далеко ли такой водитель уедет?
Екатерина Александровна размышляет:
С обычной грамотностью все куда проще: пишет человек правильно, без ошибок, и даже проверку орфографии отключил, потому что она раздражает его своими глупыми и нелепыми вариантами («завяз очками»!) вот он и грамотный. Редкое явление в нашей нынешней жизни, но в принципе возможное. С компьютерной грамотностью дела обстоят куда сложнее.
Этот термин как будто нарочно придуман, чтобы задеть ближнего. Чтобы освоить русскую грамоту достаточно всего ОДИН учебник проштудировать. А сколько всего надо постичь, чтобы стать компьютерно-грамотным?
Считать ли компьютерно-грамотным человека, который пользуется для своих нужд компьютером, и при этом у него руки не потеют и не леденеют от ужаса? И результат налицо: текст набран и даже распечатан в приемлемом виде, игра сыграна, причем компьютер не вышел из строя, письмо отправлено и получено адресатом?
Считать ли компьютерно-грамотным человека, который умеет сам установить с диска или из Интернета какую-то новую программу на свой компьютер и даже переустановить Windows?
Или только того считать компьютерно-грамотным, кто умеет программировать? И насколько хорошо? И насколько сложные программы создает?
Или вообще только того, кто, помимо всего вышеперечисленного, умеет еще и разобрать и собрать компьютер на колене?
А можно ли считать компьютерно-грамотным человека, не научившегося набирать СДПМ? (Если при этом он умеет программировать и знает наизусть все «горячие клавиши» во всех возможных программах.)
А можно ли считать компьютерно-грамотным человеком того, кто не знает, что такое «юзать», «рулез», «ламер» и даже
страшно сказать «софт»? С ним ведь найти общий язык практически невозможно!..
Смотрите, как легко самоутвердиться за счет другого человека, пользуясь безобидным с виду термином «компьютерная грамотность»: «Как это ты не знаешь, что такое
(вариант: не умеешь делать
)?! Да ведь это элементарная компьютерная грамотность!»
Одним словом, я против употребления этого термина, за которым неведомо что стоит. Пока не станет ясно, что же это все-таки такое. И всем ли надо.
Вот что Даздраперма Владиленовна ответила на это:
Боюсь, утверждение немного спорное. Если продолжить Вашу мысль, то подобным образом можно задеть и термином «культурный человек», «настоящий интеллигент» и т.п. Способов подстройки сверху необозримое множество
Книги, например: «Как, Вы не читали Борхеса?!» И вопрошаемый уже готов почувствовать себя ниже того, кто Борхеса читал.
Задеть можно только того, кто готов «задеться». Если человек не готов «задеться», то, даже не читав Борхеса, он не станет чувствовать себя от этого дискомфортнее. Так же и с любым другим термином.
Слова сами по себе не несут оценочного контекста, а вот разобраться в том, что под этими словами лежит, было бы весьма неплохо. Дабы не словоблудить почем зря
К слову, на мой сугубо дилетантский взгляд, любой навык, из тех что Вы перечисляли, можно в той или иной степени отнести к компьютерной грамотности. Но не всё сразу
Все вроде бы правильно. А определения компьютерной грамотности нет.
Неужели она как горизонт недостижима? Чем больше узнаешь о компьютере, чем больше его возможностей осваиваешь, тем больше понимаешь, что стать абсолютно «компьютерно грамотным» невозможно. Нельзя освоить все существующие программы постоянно появляются новые, да и старые модернизируются
Нельзя знать все и о «железе»: постоянно выпускаются все более мощные «девайсы» и «гаджеты».
Нельзя объять необъятное
Так что поневоле придется ограничить «компьютерную грамотность» какими-то основными, принципиальными навыками. Но «основные навыки» тоже понятие общее
Екатерина Александровна продолжила дискуссию:
«Не все сразу? Но любой?» То есть, например, если я правильно склоняю числительные (восемьюстами сорока тремя способами), но зато пешу митро через «и», то меня уже можно назвать грамотным человеком?
Да ну ее, эту компьютерную грамотность! Давайте употреблять более конкретные слова. Давайте бороться не за нее, голубушку, а за то, чтобы облегчить человеку жизнь, работу, завоевание места под солнцем. И если ему для этого требуется какой-то навык, обучать. А что до уязвимости, то почти все мы уязвимы.
Да и всякие оценки типа «культурный человек», «настоящий интеллигент», «истинный патриот» опасны в применении. Потому что под ними тоже подразумевается нечто неопределенное и субъективное. Но если мы начнем это обсуждать, то уйдем в слишком далекую сторону.
Да. Все понятия, перечисленные Екатериной Александровной, требуют аккуратного употребления. Слишком мало людей в мировой истории, практически единицы, по отношению к которым употребление этих «опасных» определений представляется безоговорочно справедливым. Но «компьютерно грамотный»
Это все-таки понятие из другого ряда. Оно, так сказать, более утилитарно.
Екатерина Александровна поделилась смешной историей:
Ну не могу удержаться, чтобы не рассказать. Одна моя подруга в далекие времена работала в издательстве. Там, понятно, редактор на корректоре сидит
и машинисткой погоняет. Так вот, они умудрились выпустить целый тираж плаката для выставки, на котором крупными букавами посередине было написано: «Здравоохренение-78». Заметили в последнюю минуту. Пришлось весь под нож пустить. Во до чего!.. И то ничего.
Опечатки. Грустные, забавные, опасные
и неизбежные. Рекомендую всем прочитать книжку Дмитрия Шериха «А упало, Б пропало», которую я цитирую в своей «Корректуре Романа».
Опечатки при компьютерном наборе следствие торопливости, невнимательности
и слабого владения слепым десятипальцевым методом.
Есть люди, которые, пройдя 5070 упражнений, забрасывают «СОЛО» и потом набирают вслепую, но медленно и с огромным количеством опечаток. Это приводит к
разочарованию в слепом десятипальцевом методе: «А вот когда я набирал двумя пальцами, опечаток не было совсем!»
Нужны ли комментарии?..
Олег Петрович Желнов заметил:
Мне кажется, что термин «компьютерная грамотность» достаточно вольно трактуется. Сравните термины «грамотный» и «грамотный специалист», «грамотный врач», «грамотный программист». Кто из них грамотнее? Малая советская энциклопедия (1982 год) утверждает:
«Грамотность:
в широком смысле владение навыками устной и письменной речи в соответствии с нормами литературного языка; в узком смысле умение только читать или читать и писать простейшие тексты; наличие знаний в какой-либо области«.
Таким образом, грамотным человек становится сразу после того, как научается всего лишь читать и писать. При этом он может не сочинять стихов, не печататься в солидных журналах и т.п. Он знает начертание букв, различает их, может их воспроизвести по памяти, то есть он знает грамоту.
Если он читает по слогам и пишет медленно (читай: не бегло), он малограмотный человек (окончивший один класс церковно-приходской школы).
Следовательно, компьютерно грамотным можно считать любого человека, знакомого с начертанием символов, знающего их расположение на клавиатуре компьютера и умеющего их воспроизводить. Чем меньше человек делает ошибок при наборе, тем выше его грамотность. А если он при этом обладает ещё и высокой скоростью набора, то человек не только компьютерно грамотен, но и является обладателем довольно полезного навыка, вероятно, облегчающего ему жизнь.
Навык слепого набора действительно облегчает жизнь. Это подтвердит любой, кто умеет бегло набирать на клавиатуре компьютера. Но, конечно, человек, только начавший заниматься по «СОЛО на клавиатуре», с этим может и не согласиться.
Вяткина Юлия считает:
Что же касается компьютерной грамотности, то мне кажется, это возможность эксплуатировать компьютер в своих целях. Т.е. использовать максимум его возможностей для своих максимальных потребностей.
Мне понравилось такое определение. «Максимум возможностей для своих максимальных потребностей». А потребности у всех разные.
Алексей Александрович подошел к вопросу серьезно:
В соответствии с Большой Энциклопедией Кирилла и Мефодия 2002:
«КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ:
владение навыками использования средств вычислительной техники;
понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества. В Российской Федерации в средних учебных заведениях введен (с 1985/86 учебн. года) общий курс «Основы информатики и вычислительной техники».
Получается, что нужно всего лишь заглянуть в школьную программу. Тогда можно будет точно описать объем знаний, который достаточен для того, чтобы стать «обладателем» компьютерной грамотности.
А что, в самом деле, написано в программе? Если детей все еще учат программировать
Нас это было в конце 80-х учили программировать на Бейсике. Компьютерной грамотности это нам, честно сказать, не прибавило. Умение программировать на Бейсике никак не пригодилось при освоении «настоящих» компьютеров.
Екатерина Александровна задумалась:
Чтобы освоить русскую грамоту, достаточно всего ОДИН учебник проштудировать. А сколько всего надо постичь, чтобы стать компьютерно грамотным? На самом деле, не так уж и много
Вячеслав Вадимович ответил на это:
Я так не думаю; сейчас постараюсь перечислить то, что относится к компьютерам:
perl PHP java html xml c++ delphi visual basic photoshop flash 3D studio max windows microsoft office sound forge цифровая фотография основы видеомонтажа векторная графика бухгалтерские программы реестр слепая печать умение собирать компьютер
можно ещё очень долго перечислять
Согласитесь, что каждое из перечисленных представляет собой отдельную категорию знаний, и чтобы быть, полностью компьютерно грамотным, надо хотя бы поверхностно всё это знать, даже в повседневной жизни это может пригодиться, хотя и не в полном объёме.
Если это так, тогда признать компьютерно грамотными можно исчезающе малый процент компьютЕриков. А ведь Вячеслав Вадимович перечислил далеко не все «основные» программы
Все относительно: если, например, мне нравится программа DreamWeaver, значит ли это, что я могу обвинять в компьютерной безграмотности тех, кто пользуется программами-конкурентами или вовсе не занимается веб-дизайном? Конечно же, нет.
Ведь правильно написала Юлия Вяткина: надо уметь использовать компьютер для удовлетворения своих потребностей. А стало быть, можно обойтись без знания бухгалтерских программ или языков программирования, коль скоро потребности эти лежат в другой плоскости. И уметь собрать и разобрать компьютер, наверное, необязательно. (Мало ли вполне приличных водителей, которые не умеют перебрать своими руками двигатель!)
А вот что касается слепой печати
Набирает-то любой компьютЕрик. Стало быть
Вячеслав Вадимович имеет такое мнение:
Есть также степень грамотности. Так вот, человека, окончившего курс «Основы информатики и вычислительной техники» (пусть не в школе, главное, чтобы он знал всё то, что в этом курсе преподаётся), можно и нужно считать компьютерно грамотным. Если же он знает о компьютерах намного больше и его знания намного глубже, то, в этом случае, он ОЧЕНЬ грамотен.
Алексей Александрович возразил:
Конечно, можно человека, который освоил основы, считать грамотным, но на фоне каких нибудь продвинутых юзеров или хакеров он будет просто ламером, ведь это тоже правда.
Я предлагаю считать компьютерно грамотным тех людей, которые знают то, что сейчас актуально, например, мне кажется что perl, если Вы с ним не связаны по долгу службы, сейчас знать не обязательно. В то же время html набирает обороты, уже всё больше людей создают свои домашние странички.
Сейчас компьютерно грамотный тот, кто знает Windows, может собрать компьютер, владеет слепой печатью (по-моему, сейчас это очень актуально) может достаточно легко освоить какую нибудь программу (таких монстров, как 3D Studio Max и т.д., я в расчет не беру, о них отдельно можно целую гору книг собрать, но все же основные функции освоить достаточно легко) и устранить типичные неисправности и ошибки. О тех, кто знает PHP, perl, огромное количество интернет-ресурсов, html, xml, и т.д. надо говорить «Интернет-грамотные». О тех, кто идеально знает, например, Photoshop, надо говорить грамотный в области графики
и т.д. и т.п.
Вячеслав Вадимович ответил:
Давайте я образный пример приведу.
Для того чтобы можно было получить сертификат о сдаче экзамена в проекте «СОЛО-Онлайн», необходимо набрать текст со скоростью 100 зн./мин. То есть человека признают владеющим навыком слепой печати, если он печатает со скоростью 100 знаков в минуту. В то же время верхнюю строчку в таблице сдавших экзамен в этом проекте занимает человек с результатом, который КУДА больше, чем 100 знаков в минуту. Несмотря на ОГРОМНУЮ разницу в их скоростях, и тот и другой человек признаются обладающими навыком слепой печати. Между ними разница не в обладании, а в степени обладания навыком (понятно, что по сравнению с человеком, у которого скорость 400 зн/мин. человек, у которого скорость 100 зн./мин. будет КАЗАТЬСЯ печатающим двумя пальцами, но тем не менее они оба будут обладать навыком слепой печати).
Между тем человек, печатающий со скоростью 100 знаков в минуту, по сравнению со своими товарищами, которые печатать вслепую не умеют, является настоящим мастером по печати
Проводя параллель, можно сказать, что если знает человек то, что включено в курс «ОИВТ» он компьютерно-грамотный, знает больше он ОЧЕНЬ грамотный, если он не знает то, что преподают в курсе «ОИВТ» и слово «компьютер» приводит его в изумление компьютерно грамотным его назвать нельзя.
Логично?
Алексей Александрович считает:
Лично мне кажется, что компьютерная грамотность определяется исходя не из «пунктов», а из общества, в котором она определяется. Например: в своём городе меня считают ОЧЕНЬ компьютерно грамотным (цифровая фотография, html, Visual basic, C++, Windows, строение компьютера, Photoshop, 3d Studio Max, Microsoft Office и т.д.), а приди я на тусовку к Биллу Гейтсу, и я буду самым безграмотным, по ихним меркам, всё что я перечислил должен знать первоклассник (мне так кажется)
Да. Все относительно. На тусовке у Билла Гейтса
Вадим Владимирович заметил:
Я думаю, что компьютерная грамотность заключается в первую очередь в знании основ ЭВМ (человек должен представлять, из чего состоит компьютер, основы архитектуры ОС, должен представлять процесс программирования и т.д.), а во вторую очередь он должен уметь работать с основными приложениями. И именно в такой очередности. Человек, хорошо умеющий работать в Word, очень часто оказывается полным «ламером» во всем остальном.
Грамотность должна предполагать, что человек ориентируется в компьютере и может при необходимости осваивать новые программы.
Я согласен. Особенно с последним абзацем. Человек ориентируется в компьютере
Ваш Роман Олегович Иванов
Комментарии
- 2017-09-27 10:35:34.731008 — WayneEfforGG
Приветствую!
Что будет 5.11.2017?
Оставить комментарий
Ваш комментарий будет опубликован после модерации.