Что такое спам и с чем его едят?
Говорят, что настоящее одиночество — это когда о тебе забывают даже спамеры. Однако мало кому удаётся почувствовать себя настолько одиноким. С проблемой спама сталкивается практически каждый, кто пользуется Интернетом более 2-х месяцев. Сначала это лишь пара писем в день с предложениями заработать $1000000, купить сотовые телефоны по низкой цене и др. Но потом их количество начинает увеличиваться в геометрической прогрессии, создавая серьезные проблемы использования электронной почты. По оценкам специалистов около 90% всей электронной корреспонденции, циркулирующей в Сети, является спамом.
Что же такое спам?
Спам (англ. spam) — массовая неперсонифицированная рассылка коммерческой, политической и иной рекламы или иного вида сообщений лицам, не выражавшим желания их получать.
Обычно такие письма не содержат личного обращения, зато имеют захватывающие заголовки, такие как «Заработок не выходя из дома» или «Срочно!!! Уникальное предложение». По данным некоторых исследований на одного интернет-пользователя сегодня приходится по 70 спамовых сообщений в сутки. Большая часть отсекается почтовыми серверами во время получения. Но даже оставшейся меньшей части достаточно для осложнения жизни пользователей.
Немного истории
Термин «спам» имеет свою занимательную историю. Всё началось с консервированной ветчины, которая так и называлась SPAM. Название это образовано путём сокращения. Компания Hormel Foods в 1936 г. вывела на рынок продукт под названием «Острая ветчина» («SPiced hAM»). В ветчину действительно следовало добавить специй, поскольку сама она изготавливалась из третьесортного мяса, неликвиды которого переполнили хранилища компании. Консервы надо было сбывать, и Hormel Foods запустила активную маркетинговую кампанию. Hormel Foods удалось заключить контракт на поставку SPAMа в вооруженные силы и флот. При этом ветчиной снабжалась не только американская, но и союзнические армии. После войны SPAM оказался чуть ли не единственным мясным продуктом, доступным по цене самым широким слоям населения, что сделало его страшно популярным. Когда Оруэлл в своём романе «1984» упоминал «розовые кусочки мяса», он описывал именно SPAM.
Hormel Foods честно отрабатывала свою роль ведущего игрока рынка, предлагая потребителю различные модификации своего продукта. А также различные рецепты приготовления блюд из SPAMa. Например, на кусок хлеба кладется ровно отрезанный кусок SPAMa, сверху накрывается другим куском хлеба (это незатейливый сэндвич), или — тонко порезанные ломтики SPAMa поливаются сладким соусом и посыпаются сверху мелко порубленными кусочками того же SPAMa (это уже изысканное блюдо). В конце концов, SPAM стал чуть ли не национальным блюдом Америки.
В начале 70-х годов эта суперпопулярность SPAMa была обыграна в телевизионном шоу «Летающий цирк Монти Пайтона». В одном из скетчей группы посетители попадают в кафе, в котором все блюда содержат SPAM. Официантка, предлагающая сделать заказ, усиленно рекламирует блюда из SPAMа. За соседними столиками оказываются викинги, поющие SPAMу хвалебную песнь, заглушая все диалоги. Когда главный герой скетча, пришедший в кафе с супругой, просит принести ему что-нибудь без SPAMa, официантка рекомендует ему блюдо, в котором SPAMa совсем немного. В конце концов, жена главного героя восклицает «I don%u2019t like spam!» («Я не люблю SPAM!»). Скетч имел большой успех, и с тех пор слова SPAM и навязчивая реклама стали синонимами.
Кстати, консервы SPAM производятся до сих пор. В 2002 году была продана шестимиллиардная банка этой ветчины.
Параллельно шла совсем другая жизнь этого слова. Уже в 80-е годы, еще до рождения массовой электронной почты, спамом стали называть чрезмерную публикацию файлов в многопользовательских системах и телеконференциях, досаждающую нормальным пользователям. В 1986 г. в конференциях Usenet появилось множество одинаковых сообщений от некоего Дэйва Родеса, который рекламировал новую финансовую пирамиду. Заголовок гласил: «Заработай кучу денег», а в письмах содержалась инструкция, как это сделать. Автор с завидным упорством продолжал дублировать свои тексты, и они настолько приелись подписчикам, что их стали сравнивать с рекламируемыми в скетче консервами.
Однако общепризнанной датой рождения электронного спама считается 5 марта 1994 года. В этот день в той же многострадальной Usenet аризонский юрист Лоуренс Кантер разместил множество сообщений с рекламой своей семейной фирмы, предлагая желающим поучаствовать в розыгрыше вида на жительство в США. Особенностью данной акции было то, что сообщения создавались специальной программой, написанной самим Кантером. Годом ранее уже был прецедент, где провинилась программа, — 31 марта 1993 года Ричард Депью, администратор всё той же Usenet по ошибке спродуцировал рассылку 200 одинаковых сообщений, но то был программный сбой, а Кантер завалил Usenet спамом специально. Акция оказалась сверхприбыльной — более $100 000 при минимальных вложениях. Эта эффективность предопределила дальнейшую эпидемию спама.
Наиболее распространенные виды спама
Реклама
Некоторые компании, занимающиеся легальным бизнесом, рекламируют свои товары или услуги с помощью спама. Они могут осуществлять его рассылку самостоятельно, но чаще заказывают её тем компаниям (или лицам), которые на этом специализируются. Привлекательность такой рекламы заключается в её сравнительно низкой стоимости и (предположительно) большом охвате потенциальных клиентов. Однако незапрошенная реклама может иметь и обратный эффект, вызывая отторжение у получателей. В связи с резким неприятием спама получателями и ужесточением антиспамового законодательства доля легальных товаров и услуг в общем объёме спама сокращается.
Реклама незаконной продукции
С помощью спама часто рекламируют продукцию, о которой нельзя сообщить другими способами — например, порнографию, контрафактные (поддельные) товары, лекарственные средства с ограничениями по обороту, незаконно полученную закрытую информацию (базы данных), контрафактное программное обеспечение.
Антиреклама
Запрещенная законодательством о рекламе информация — например, порочащая конкурентов и их продукцию, — также может распространяться с помощью спама.
«Нигерийские письма»
Иногда спам используется для того, чтобы выманить деньги у получателя письма. Наиболее распространенный способ получил название «нигерийские письма», потому что большое количество таких писем приходило из Нигерии. Такое письмо содержит сообщение о том, что получатель письма может получить каким-либо образом большую сумму денег, а отправитель может ему в этом помочь. Затем отправитель письма просит перевести ему немного денег под предлогом, например, оформления документов или открытия счета. Выманивание этой суммы и является целью мошенников.
Фишинг
«Фишинг» (англ. phishing от fishing — рыбалка) — ещё один способ мошенничества с помощью спама. Он представляет собой попытку спамеров выманить у получателя письма номера его кредитных карточек или пароли доступа к системам онлайновых платежей. Такое письмо обычно маскируется под официальное сообщение от администрации банка. В нём говорится, что получатель должен подтвердить сведения о себе, иначе его счёт будет заблокирован, и приводится адрес сайта (принадлежащего спамерам) с формой, которую надо заполнить. Среди данных, которые требуется сообщить, присутствуют и те, которые нужны мошенникам. Чтобы жертва не догадалась об обмане, оформление этого сайта также имитирует оформление официального сайта банка.
Другие виды спама
- «Письма счастья».
- Письма, раскручивающие какой-то узел, с предложением сходить по указанной ссылке.
- Скрытая реклама. Адресованное не Вам и якобы случайно попавшее в Ваш ящик письмо.
- Распространение политической пропаганды.
- Массовая рассылка для вывода почтовой системы из строя (DoS-атака).
- Массовая рассылка от имени другого лица, для того чтобы вызвать к нему негативное отношение.
- Массовая рассылка писем, содержащих компьютерные вирусы (для их начального распространения).
- Рассылка писем, содержащих душещипательную историю (как правило, о больном, либо пострадавшем в результате несчастного случая ребёнке) с просьбой переслать письмо всем знакомым. Целью такой рассылки является сбор e-mail адресов: после многочисленных пересылок в тексте такого письма часто содержатся e-mail адреса всех, кому оно было переслано ранее. А в числе очередных адресатов вполне может оказаться и инициировавший её спамер.
- Есть также тип массовых рассылок, который обычно не относят к категории спама, потому что он осуществляются неумышленно. Однако он создаёт такие же (или даже более серьёзные) проблемы для администраторов сетей и конечных пользователей. Вредоносные программы определённого типа (почтовые черви) распространяются с помощью электронной почты. Заразив очередной компьютер, такой червь сканирует компьютер в поисках e-mail адресов и рассылает себя по этим адресам.
Сбор адресов электронной почты
Спамеры выясняют почтовые адреса пользователей разными способами. Вот некоторые из них:
- если адрес почтового ящика пользователя опубликован на общедоступном сайте — чаще всего в гостевой книге, форуме, личной карточке и т. д., то его может обнаружить специальная программа (харвестер), сканирующая сайты наподобие индексирующего робота поисковых систем;
- если адрес почтового ящика представляет собой не уникальное слово, например, распространённое имя или название, то оно может быть подобрано по словарю. У спамеров есть специальные словари, включающие в себя простые слова, имена людей, названия географических объектов и некоторые наиболее популярные сочетания сетевого сленга. Комбинируя этот словарь и перечень доменных имён (открыто публикующийся), спамеры получают список адресов для рассылки;
- если компьютер человека, с которым переписывался владелец данного ящика, был заражён троянской программой, то все адреса из его адресной книги могут попасть к спамеру;
- база данных клиентов какой-либо компании может быть украдена или даже продана самими сотрудниками компании спамерам.
Реклама рассылается по многомиллионным базам адресов электронной почты через компьютеры, на которых установлены троянские программы и используются специальные методы обхода систем фильтрации спама. Использование троянских программ для рассылки спама нарушает, в частности, уголовный кодекс РФ. Именно такой спам и составляет большую часть нежелательных рассылок. Одни и те же сети из «зомби», т. е. компьютеров с троянскими программами, используются и для рассылки спама и для рассылки новых вирусов. Хозяева компьютера об этом в большинстве случаев даже не подозревают.
Крупнейшим «поставщиком» спама являются США. Это объясняется тем, что среди жертв киберпреступников большое количество американских пользователей интернета, компьютеры которых включены в различные ботнет-сети. В последнее время киберпреступники активно используют ботнет-сети для взлома аккаунтов электронной почты, которые защищены ненадежными паролями. В последующем спам рассылается от имени владельцев похищенных аккаунтов. Отчасти изменение тактики вызвано тем, что пользователи стали менее охотно открывать вложенные файлы и кликать на сомнительные ссылки.
В целом на США приходится более 17,2% спама (2008 г.). На втором месте по этому показателю значится Турция. Эта страна поставляет 9,2% всей нежелательной корреспонденции. Россия с 8% замыкает тройку «лидеров».
По материалам интернета
Комментарии
- 2010-08-23 16:39:01 — Proactolmart
ЭТО СУПЕР СПАСИБО ОГРОМНОЕ
Оставить комментарий
Ваш комментарий будет опубликован после модерации.