Ученик выложил «любовную переписку» учительницы: как педагогов травят в Интернете
Учительский труд — нелегкий. Но в последнее время к привычным физическим и нервным тяготам педагогов добавилась еще одна — преследование в Интернете.
В декабре знакомая учительница ошарашила новостью: с нового года в школе она работать не будет. 20 лет она работает c детьми и обожает свой предмет — историю. Я думала, дело в маленькой зарплате, но оно оказалось... в большой травле со стороны учеников и их родителей. Травле виртуальной — согласно новейшим технологиям компьютерных игр на выживание.
фото: Геннадий Черкасов |
С появлением Интернета дистанция между учителями, школьниками и их родителями сократилась до пары кликов, ведь педагог тоже человек и имеет страничку в соцсетях и различные мессенджеры. Это хорошо, потому что с их помощью можно экономить время на личных визитах к учителю, а плохо тем, что в ситуации «опять двойка» можно и ляпнуть что-то сгоряча... А месседж, подтвержденный нажатием роковой кнопки, как говорится, не вырубишь и топором... Это раньше ученики отвечали на плохую оценку канцелярской кнопкой на учительский стул. В наше время канцелярская кнопка заменяется кнопкой компьютерной. А уж как удержаться от соблазна полазить в виртуальном «личном деле» учителя...
Из рассказа преподавателя, по понятным причинам пожелавшей выступить инкогнито, следует, что теперь за дело взялись не только девочки и мальчики, но также их родители. И если раньше в случае недовольства они строчили жалобы директору или в РОНО, то теперь преследуют учителей чада в соцсетях, а их виртуальные родительские собрания зачастую переходят в публичную порку педагога. И это не только наше «дикое» явление: британский профсоюз учителей уже дал подобному поведению учеников и их родителей название — teaching internet bulling (сетевая травля учителей) — и объявил ему беспощадную войну.
Получив результаты опроса педагогов (более половины из 1188 британских учителей считают поведение родителей своих учеников в Интернете недопустимым, а 15% опрошенных заявили, что страдают от негативного обсуждения своей персоны в соцсетях), в Туманном Альбионе сразу же декларировали наличие проблемы. Хотя английские учителя тоже боялись называть свои имена и школы, опасаясь усугубления преследований. Например, завуч начальной школы из Средней Англии рассказала, что все те 1,5 года с тех пор, как заняла эту должность, вынуждена сидеть на антидепрессантах, так как родители учеников постоянно критикуют ее в специальной группе в Фейсбуке: «Это постоянный поток жалоб и комментариев по поводу самых незначительных вопросов, часто не по учебе».
Другая молодая учительница из Мидланда пожаловалась, что ученики пишут ей в Инстаграм, что она сексуальная, а ведь это недопустимо в моральном плане. В инцидент вмешалось руководство школы и защитило педагога. По просьбе оскорбленных педагогов их инкогнито было соблюдено, однако местный департамент принял проблему к сведению и выступил с обращением к учителям, призвав их быть очень внимательными к настройкам конфиденциальности в соцсетях и не принимать запросы от учеников, выпускников и их родителей.
ххх
У нас же, как водится, спасение затравленных учителей — дело рук самих учителей... Наши учителя тоже опасаются называть имена и номера школ — а по анонимным жалобам на помощь никто не поспешит. У нас ко всяким интернет-откровениям относятся с недоверием, но это никак не мешает эти откровения производить в промышленных масштабах.
— Дорога в этот ад была вымощена самыми благими намерениями, — делится папа первоклассницы Софьи. — Когда дочка пошла в первый класс, мы на первом родительском собрании договорились с учительницей и родителями завести в Сети группу своего класса и там обсуждать насущные проблемы, чтобы экономить время. Все же виртуальное родительское собрание удобнее, чем реальное. А теперь и деньги на завтраки можно через Интернет перевести, и все обсудить. Мы еще радовались, что у нас молодая учительница согласилась на это, а в параллельном классе преподавательница в возрасте, она отказалась от такой формы общения...
Но вскоре наши мамашки начали учительницу донимать по полной программе: сначала домашние задания просят повторить, которое дети забыли записать, потом выясняют, как его делать, потом начинают выспрашивать, как их дочки-сыночки ведут себя, как к ним относятся другие дети и пр. В итоге учительница написала что-то вроде того, что у нее тоже должно быть свободное время, а вопросы учебного процесса с ней надо решать в течение ее рабочего дня и в школе, и вышла из группы. Что тут началось! Рассерженные матери взбеленились и принялись вместо домашних заданий там же учительнице кости мыть. Разумеется, кто-то ей это показал. Она в слезы.
Созвали расширенное родительское собрание с участием педсовета, а та мамаша, которая самое обидное что-то там написала, заявила: «А что тут такого-то? Я злая была на нее, она моему сыну „пару“ ни за что влепила, вот я в сердцах и поделилась с другими родительницами. Ну обсудили, подумаешь... Я ж не жалобу на нее написала!»
Естественно, во все времена родители обсуждают между собой достоинства и недостатки учителей своих детей — при выборе школы, в конце четверти, года, при выборе ЕГЭ и вуза... Просто раньше сказанные сгоряча слова не оказывались в широком доступе в Интернете, где все тайное рано или поздно становится явным.
История в классе Софьи, по словам ее папы, закончилась миром: родительниц педсовет призвал извиниться перед учительницей и удалить свой чат, а учительницу — успокоиться и думать о своих учениках, а не об их родителях и своем имидже в их глазах. Школа хорошая, все действующие лица были заинтересованы продолжать там работать и учиться, поэтому конфликт был благополучно исчерпан. Но такое бывает, увы, не всегда.
фото: Наталья Мущинкина |
ххх
Анне Михайловне нет и 30, но она уже 7-й год на классном руководстве, только в последний год сменила школу. А причина в такой истории:
— Когда тот 9-й класс я взяла под руководство, то порадовалась, что родители подобрались молодые, современные, контактные. Мы сразу все в WhatsApp сконнектились для удобства и быстроты общения. Создали общую группу, где обсуждали все школьные дела. Туда входили только родители. Ученики, по идее, не должны были заглядывать... Дети, если хотели мне написать, писали не в группу, а личное сообщение. Я иногда уставала от их посланий, но в целом меня это не угнетало.
А однажды в субботу поздно вечером мне в личку вдруг написал папа одного из учеников. Мол, не могу больше скрывать свои чувства. Влюблен в вас с первого дня и т.д. Если честно, я решила, что папа этот просто выпил лишнего. И ответила ему — мол, вы поспите, а утро вечера мудренее. Он на это еще какой-то бред написал — типа, что ни утром, ни вечером без меня ему жизни нет... На этом я переписку прервала. А утром скан этой переписки, причем нарезанный таким образом, что она выглядит как любовная, появляется в общей группе родителей — причем с телефона мамы другого ученика! Понятно, тут же скандал, крики, сплетни...
Жена этого папы на меня давай кидаться: мол, что у вас с моим мужем?! Сколько я оскорблений в свой адрес выслушала, противно даже вспоминать... Пока не выяснилось, что таким коварным образом мой ученик решил отмстить своему папе за то, что тот не дал ему денег! Написал мне с его телефона, дождался ответа, смонтировал как бы любовную переписку и попросил своего приятеля выложить ее в общую группу с телефона своей мамы.
Конфликт тогда исчерпался, но Анна Михайловна предпочла сменить место работы: есть такие обидные слова, забыть которые уже невозможно... Как невозможно и оградить родителей от онлайн-собраний, ведь у школ есть сайты, на сайтах форумы, а в форумах — тематические чаты. Вот примеры общения родителей разных классов, с которыми мне, человеку постороннему, удалось без труда ознакомиться в открытом доступе. Причем если учителя скрывают имена и номера школ, то родители безобразничают прямо под номером школы и буквой класса.
«Я привыкла спрашивать за свое недовольство именно с того человека, который его вызвал! Почему это родители не могут обсуждать оценки, кто как написал контрольную, уроки или то, что им не совсем понятно в поведении педагога, без участия самого педагога?! Почему это сразу называется „осуждать и сплетничать“ и „провокацией родителей на разборки с учителем“?» — оправдывается родительница, которая устроила разбор полета учителю за его спиной. Среди родителей класса у нее есть группа поддержки, но есть и оппоненты, а у них свои аргументы.
«Группа в WhatsApp не для того, чтобы учитель нес отчет перед родителями, а вообще-то создается как информативное поле. А все эти разборки... Ну вот отчиталась и ответила она на одно, потом пришел другой родитель с претензиями и т.д. и т.п... Включился другой и третий родитель в тему, и пошел сыр-бор. Интересно, вас бы не раздражало это? Постоянное пиканье и требование ответить? Все вопросы такого плана решаются непосредственно с учителем лично, а лучше в школе».
А вот пример начала родительской склоки из ничего от мамы — модератора классной родительско-учительской группы: «Недавно пришел недовольный папаша в группу по хореографии в WhatsApp (есть и такие! — Авт.). И давай претензии высказывать хореографу в течение нескольких часов, мол, почему это моя дочка вчера не танцевала, и бла-бла-бла, давай поучать, как надо и что надо. На мои замечания не обращал внимания. Педагог (он у нас молоденький) корректно пытался ответить, потом присоединилась еще одна мамаша, но уже по поводу расписания, мол, почему такое неудобное... Учитель уже взмолился, мол, перестаньте писать, вы меня отвлекаете, я вообще-то работаю. Но разборки продолжились, и куча наблюдателей еще при этом, кто-то подзуживает и поддакивает, кто-то просто комментирует, кто-то защищает...»
ххх
Мнение учителей изложено тут же.
Это учитель-мужчина: «Правильно делают те мои коллеги, которые ограничивают контакты с родителями! И не лезут во всякие там общие группы в Ватсапе и в ВКонтакте. У нас, у большинства учителей, есть блоги, там домашнее задание вывешивается, вот там пусть и смотрят. А соцсети — это мое личное общение, вне работы».
Инна Петухова, преподаватель истории из Минска, говорит, что троллинг учителей в соцсетях появился уже довольно давно:
— Создаются специальные темы по отдельным школьным вопросам, и там уж не стесняются в выражениях. Например, обсуждают денежные вопросы, связанные с тем, куда уходят деньги, сданные на нужды школы или класса, обсуждают самих учителей... От этого никуда не уйдешь. Причем папы не отстают от мам!
Однако и по учительскую сторону баррикад есть другие мнения: «Я в группе у детей есть, да. Но я понимаю, что это их ПОДРОСТКОВАЯ группа. Я там лицо приглашенное. Посему права никогда не качаю. Там обычно просят совета, иногда просто пообщаться захотят — пожалуйста. Но это редко. Чаще всего они на мою страницу ВК заходят. Тексты презентаций кидают, чтобы откорректировала, опции по устным темам, долги по эссе сдают, случается. Мне проще там ошибки исправить, чем потом на уроке на это время тратить.
И вот там они твердо знают: сперва надо поздороваться, потом написать свой вопрос, а на их сообщения без знаков препинания, пробелов и заглавных букв я отвечать не буду. Привыкли. А в группе — ко мне обращаться так же, а вот на их междусобойчики я уже не реагирую, их дело. Заходят ко мне и родители — почему нет? И оценку объяснить, и растолковать что-то — мало ли... У них времени мало, с работы поздно приходят, когда им меня ловить? Очень удобное место соцсети для общения. Не знаю, почему-то никогда конфликтов там у меня не возникало».
«А я наоборот, тайком от родителей залезаю в их „закрытую“ группу, где они тайком обсуждают меня! — признается 34-летняя учительница словесности из Москвы. — Это очень полезно и познавательно, всегда можно узнать „среднюю температуру по больнице“ в классе. Я всегда знаю, кто чем недоволен, у кого какие проблемы и даже у кого с кем роман или ссора. Родители, как и дети, входят в раж — начинают с обсуждения контрольной, а заканчивают бурным общением между собой. Но в интернет-пространстве, как и в любом другом, должна быть своя вежливость и корректность. Ведь на нормальном родительском собрании никому не придет в голову после контрольной вдруг взять и обсудить чей-то роман или наряд... А Интернет стирает эти грани, и получается хаос, где начали за здравие, а кончили за упокой. Я вот думаю предложить нашему педсовету тоже создать групповой чат и обсуждать в нем родителей»...
Жанна Голубицкая
Оставить комментарий
Ваш комментарий будет опубликован после модерации.