Как научить учителя компьютеру?
Российские учителя столкнулись с очередной проблемой. В школы поставили компьютеры, и от педагогов стали требовать использовать новую технику. Причем весьма активно. Спускаются разнарядки по информатизации учебного процесса, требуют отчеты и результаты. Но вот как и для чего использовать компьютер? В некоторых школах нашли применение высоким технологиям своими силами, но в большинстве образовательных учреждений ждут помощи, рассказала Светлана Авдеева, руководитель проекта «Информатизация системы образования» Национального фонда подготовки кадров.
СКИНУТЬ КOМЕНСКОГО
— Компьютеры стали частью учебного процесса. Результат уже заметен?
— Техника сама по себе ничему научить не может. Она — очень полезный инструмент, но только для тех, кто умеет им пользоваться. Сейчас практически во всех школах есть и компьютеры, и Интернет хотя бы с небыстрым каналом 128 Кбит/сек. И с этим уже можно работать. Но делают это примерно в одной школе из пяти. В остальных компьютеры мучительно пытаются хоть как-то приспособить к учебному процессу. Неподготовленный учитель не может повысить качество образования своих учеников, а ведь ради крепких знаний детей все и делается. Пока педагоги не освоят новые возможности, ждать от учеников результатов информатизации обучения бесполезно.
— Почему? Что мешает?
— Обычные ответы учителей: «старые компьютеры» или «медленный Интернет». Но на самом деле проблема в другом: педагогам мешают методические и психологические трудности. И отсутствие нормативной базы. Почему-то все решили, что информатизация школ — это только закупка техники. Но сейчас идет самая сложная, дорогая и важная работа: мы сами учимся, как надо преподавать в компьютерном мире, создаем электронные образовательные ресурсы, электронные учебники, прикидываем, как максимально использовать гаджеты на уроках.
— Использовать транспортир, угольник и калькулятор все умеют. С компьютерами есть дополнительные сложности?
— Это просто другой мир! Компьютер — и средство коммуникации, и универсальная энциклопедия, и рабочая тетрадь, и виртуальная лаборатория, а еще калькулятор, кинозал и музыкальный салон. Сейчас большинство учителей уже научились использовать его как печатную машинку и инструмент для создания презентаций. В традиционной классно-урочной системе, которую еще в XVII веке разработал Ян Амос Коменский, найти более удачное применение технике XXI века довольно сложно. А от школ сейчас требуют совместить одно и другое. Кому-то это удается, например, в Санкт-Петербурге есть образцовая в этом смысле «школа робототехники» № 550 (директор — Борис Ноткин). Но там работают энтузиасты. В массовой школе у учителей нет ни сил, ни времени разрабатывать что-то свое, менять методику. Тем более что никаких денег за освоение IT-педагогики они не получают. Поэтому все ждут готовых решений. А они пока еще только разрабатываются.
— Если есть учителя, освоившие компьютеры и с успехом применяющие их в классах, то что мешает распространить их опыт на все школы?
— Сейчас мы именно этим и занимаемся. На прошлой неделе в Федеральном институте открытого образования прошел международный форум, посвященный как раз этой теме. Мы ездим по школам, проводим тестирования компьютерной компетентности, помогаем, рассказываем, как учить ребят с помощью компьютеров. На самом деле прогресс уже очевиден. По крайней мере интерактивные доски освоили практически все. Если первое время их использовали в лучшем случае как проекторы, теперь они задействованы на полную.
— Если система образования не хочет принимать компьютеры, надо ли их навязывать? Какой смысл создавать себе сложности и самим их героически преодолевать?
— Посадить ребят за компьютеры — не главная цель. Идея в другом. Педагоги знают: информацию, произнесенную устно, школьники усваивают на 10 процентов. Прочитанную — на 20 процентов. А если знания были получены ими в результате проведенного исследования, опыта, поиска и сравнения, то уровень усвоения сразу подскочит выше 60 процентов. Вот ради этого все и делается. Компьютер позволяет перейти от школы, в которой воспроизводят знания, к школе, где проводят исследования, где ученики постоянно открывают что-то новое, а не зубрят по учебникам всем известное старое.
Сколько школ стали электронными? |
УЧЕБНИКИ В КРИВЫХ
— Компьютеры в школах есть. А что с электронными учебниками?
— Над ними тоже идет работа. Успехи, кстати, очень заметны. Довели до ума легендарный ридер Plastic Logic, который глава «РОСНАНО» Анатолий Чубайс презентовал Владимиру Путину. Основная работа сейчас идет с содержанием электронных учебников. С точки зрения матчасти не хватает только санитарных норм, по которым эти устройства проходили бы сертификацию. Но апробация электронных учебников в регионах идет. По ее результатам, видимо, Роспотребнадзор выдаст свод своих требований к этим гаджетам. Сейчас идет другая работа, невероятно дорогостоящая и трудоемкая, — создание контента для электронных учебников.
— Зачем создавать новый контент, если все учебники уже есть? Перенести бумажные страницы в гаджеты недостаточно?
— Это первый шаг. У таких электронных учебников есть только одно достоинство: вместо стопки тяжелых книг ребята носят с собой необременительное по весу и размеру устройство. Но на самом деле все намного интереснее. Представьте: в одном гаджете собран весь школьный курс. Есть перекрестные ссылки между разделами, терминами и понятиями. Материал адаптирован под компьютерное изложение. Учебник не рассказывает об элементарном — эту информацию всегда можно посмотреть во встроенной энциклопедии. Здесь же — виртуальные химическая и физическая лаборатории.
— Звучит как фантастика...
— Чтобы это стало реальностью, нужна огромная работа, надо делать, проводить экспертизы, пробовать... Это очень трудоемко и дорого. Есть и другая проблема: школьное книгоиздательство — огромный бизнес. Есть авторские права, есть финансовые риски. Для первых электронных учебников они предоставляли только готовые сверстанные страницы книг, причем, как выражаются полиграфисты, уже «в кривых». То есть гаджеты воспринимали текст как единую картинку, а не как множество символов и слов. Из-за этого даже элементарный поиск по словам запустить невозможно, не говоря уже о чем-то более сложном и интересном. Такие странички-картинки занимают большой объем памяти, поэтому собрать туда сразу много учебников тоже не получалось. Сейчас понемногу эти проблемы решают, и уже появились вполне приличные разработки. А дальше будет только лучше.
— Может быть, надо сначала решить все эти трудности, а потом уже заниматься информатизацией школы?
— Электронный учебник — штука важная, но на нем свет клином не сошелся. Уже есть очень хорошие образовательные электронные ресурсы или, проще говоря, программы. Для них не нужны мощные компьютеры. «Лента времени», «Интерактивные карты», «Математический инструмент» уже сейчас могут работать в любой школе. Есть замечательная виртуальная «Химическая лаборатория». Конечно, картинка на экране компьютера не заменит ощущения волшебства, когда прямо перед тобой раствор, кипящий на спиртовке в колбе, из красного вдруг становится бирюзовым. Но зато в компьютерной «Химической лаборатории» школьники могут экспериментировать с любыми реактивами — даже очень сильными или дорогими. И никто не ограничит их фантазию из экономии или ради безопасности. А с точки зрения обучения виртуальные опыты гораздо нагляднее. Волшебные превращения сразу дополняются формулами, и школьник видит не разноцветные жидкости, а конкретные атомы и молекулы, может наблюдать, как они перемещаются, расцепляются, перегруппировываются. При реальной реакции добиться такого еще ни у кого не получилось.
Оставить комментарий
Ваш комментарий будет опубликован после модерации.