Откуда есть пошла Pokemon Go
Покемоны в эти дни натурально лезут из всех щелей. Ручаюсь, даже если вы не играете, за последнюю неделю слышали о пушистых уродцах не раз. Да и чёрт бы с ними, но лично меня удручает, что их успех повелось считать само собой разумеющимся: мол, ну нравятся они детям и взрослым, и всё тут! Между тем у этого сумасшествия глубокие корни — и выросло оно не столько из персонажей, сколько из мистического желания связать реальность и (несуществующий в действительности) цифровой мир. Звучит абстрактно, но я объясню.
Первый звоночек прозвенел ещё в начале нулевых, когда — по крайней мере на Западе, где техническая база уже сформировалась — весьма популярным увлечением стал вардрайвинг или, как его ещё называли, варчокинг (от war и chalk — букв. война и мел). Идея очень простая: вооружившись наладонником или ноутбуком, человек отправляется на поиск точек доступа Wi-Fi. Каждую обнаруженную точку он изучает и, используя особый код, тут же наносит информацию о ней на тротуар или стену.
Хобби это существует и поныне, но теперь, когда бесплатный Wi-Fi повсюду, да и сотовый «интернет» стал обычным делом, оно в значительной степени утратило свою привлекательность. Впрочем и в те годы им занимались не столько ради бесплатного выхода в Сеть, сколько чтобы утолить жажду «увидеть невидимое» и поделиться знаниями с другими.
Чуть позже родилось другое схожее по характеру увлечение: геокэшинг. Его тоже сделало возможным развитие технологий, а именно популяризация наладонных компьютеров и GPS. Суть: любой желающий делает в произвольной точке пространства тайник — и обнародует ориентировочные координаты и некоторые приметы. Другие игроки должны отыскать спрятанное, используя не только технику, но и наблюдательность. Формально это отличается от вардрайвинга, но если читать «между строк», станет очевидным, что по духу оба занятия очень близки. Тоже высокие технологии, невидимый для большинства секрет, некоторая социальная функция.
Из этих покрытых пылью дел выводится одна принципиальная вещь. Вардрайвили и геокэшили не ради бесплатного интернета и уж тем более не ради кладов: точки Wi-Fi и в те далёкие времена не всегда были подключены к Сети, а в тайниках прятали и прячут чаще всего какую-нибудь ерунду, не имеющую ценности. Так что практического смысла всегда было чуть. Главным всегда была, во-первых, загадка, тайна, секрет, которые неизвестны/невидимы окружающим и которые лично ты можешь первым разведать. И во-вторых, социализация: дело происходило на настоящих улицах или на природе, в реальном мире, и был шанс пересечься с другими игроками (по понятным причинам, вардрайверы, например, кучковались близ мощных незапароленных точек доступа).
Ни то ни другое не было игрой в чистом виде. В том смысле, что никто это специально не писал, не придумывал. Вардрайвинг и геокэшинг были случайными удачными находками. Но важно, что идея, нащупанная их поклонниками, потом не раз бралась на вооружение уже разработчиками настоящих игр.
Самым ярким примером до последнего времени была Ingress, написанная ребятами из Google, а точнее, действовавшим в её недрах коллективом Niantic Labs (после преобразования родителя в Alphabet он выделился в самостоятельную компанию). Вооружённые смартфонами игроки сражаются здесь за Землю, отыскивая и активируя спрятанные по всему миру (главным образом в популярных/интересных местах) артефакты.
Естественно, непосвящённым артефакты не видны — увидеть их помогает технология дополненной реальности (augmented reality): синтезированное изображение накладывается на съёмку камерой, создавая иллюзию парящих в пространстве «порталов». Такая подача интересней сухой цифири, с которой имеют дело геокэшеры и вардрайверы. Сравнительно усилена и социальная функция: чтобы преуспеть, игроки организуют совместные рейды, а потом и просто отдыхают вместе. Так что, конечно, и приверженцев оказалось больше: Ingress — одна из популярнейших компьютерных игр. Но в основе её успеха всё та же старая идея.
И Pokemon Go — продолжение той же идеи. Как гласит легенда, пару лет назад уже знакомая Niantic сняла первоапрельский ролик (вот он, кстати), посвящённый, якобы, новой функции сервиса Google Maps: возможности находить и ловить покемонов на реальной местности. Ролик стал хитом и гугловцы прощупали почву насчёт создания такой игры, обсудив это с правообладателем — Pokemon Company . Там думали в том же направлении, поэтому проекту был дан зелёный свет. И вот недавно игра официально вышла в США и Австралии, потом на части Европы, а в ближайшем будущем — как только разгребут завалы на серверах, не выдерживающих превысившего все ожидания потока игроков — будет, вероятно, и Япония, и Россия (без русского перевода и соврав, что вы из Новой Зеландии, уже можно играть, но необходим современный смартфон: Android 4.4).
«Покемоны» берут доступностью (приложение бесплатно, смартфоны почти у всех), простотой (не требуется изучения сложных техник, как в вардрайвинге или даже Ingress), социализацией и акцентом на физической активности (чтобы продвигаться в игре, нужно реально ходить ножками). |
Знакомые черты узнаются без труда. Цель игры: поимка разбежавшихся по миру пушистых уродцев, которые становятся видны только с помощью техники. Присутствует и социальный элемент: покемоны «любят» тусоваться возле значимых географических точек (список которых в значительной степени заимствован из Ingress), так что в процессе поиска легко наткнуться на других игроков. Кроме того, некоторым точкам придан особый смысл (там покемонов можно тренировать и выставлять на сражения), что дополнительно стимулирует социализацию.
И на текущий момент Pokemon Go — безусловно самая успешная реинкарнация старой идеи. Игрушка бьёт рекорд за рекордом: её уже поставили десятки миллионов человек, она уже популярней приложений для знакомств, в ней проводят времени больше, чем в соцсетях, и т.п. Заглядываются на неё и бизнесы, уставшие от стандартных чекинов: стоит ждать появления спонсируемых точек, совпадающих с магазинами, кафе (отчасти этот функционал уже реализован: купив в игре приманку для покемонов, можно привлечь в заданную точку пространства вполне настоящих игроков). Акции Nintendo, имеющей долю в Pokemon Company, последние годы проведшие у своих исторических низов, с момента запуска игры выросли аж на 50% — выражая, как предполагается, оптимизм инвесторов по поводу способности компании производить хиты и наконец-то выйти за рамки игровых консолей.
К сожалению, вряд ли это сумасшествие продлится долго. Опыт «выстреливших» мобильных приложений показывает, что за резким взлётом обычно следует почти такой же быстрый спад. Но зная предысторию, видя тенденцию (вардрайвинг — геокэшинг — Ingress — Pokemon Go), можно попробовать представить, какой будет следующая игра такого сорта.
Попробуете?
Оставить комментарий
Ваш комментарий будет опубликован после модерации.