Временно недоступен
Поменять мобильного оператора, не потеряв записной книжки, — несбыточная мечта
Плохая новость для тех абонентов мобильной связи, которые ждут не дождутся, когда же им разрешат переходить от одного оператора к другому со своим телефонным номером: сбыча мечт опять откладывается. На сей раз черный шар любимой идее главы Минкомсвязи РФ закатило НИИ радио. Ученые мужи авторитетно заявили: после масштабной перетряски всей правовой базы (на нее уйдет, думается, года полтора-два в лучшем случае) отрасли придется еще года два-три тщательно тестировать новые принципы взаимного сосуществования телефонных номеров и операторов связи.
Принцип переносимости номера (Mobile number portability, MNP) — один из телекоммуникационных долгостроев, его история длится уже восемь лет. Почему буксует такой важный процесс?
Одна из проблем связана с очевидной красотой идеи MNP, которая не дает шанса удержаться от соблазна завернуть ее в фантик популистских лозунгов. Наверняка помните: «Долой мобильное рабство!» Звонко. Звучно. И столько уверенности в этом призыве, что у граждан не остается сомнений — свобода находится на расстоянии вытянутой руки. Вот только, как это обычно случается с броскими лозунгами, на задний план уходят технологические задачи: что именно нужно сделать? Как это нужно сделать? За чей счет? А также — в чьих интересах?
Абоненты уверены, что MNP задумывается исключительно ради их блага. Позвольте усомниться. Есть, пожалуй, только один серьезный довод в пользу этого тезиса: на нынешнем перегретом рынке мобильной связи если что и волнует операторов, так это лояльность абонентов. При сегодняшнем качестве связи редкий абонент хоть однажды не обещал в сердцах уйти к другому оператору, и единственное, что его останавливает, — потеря записной книжки. Правда, никто ему не объяснил, говорят специалисты НИИ радио, что если это станет возможным, перенос коснется только голосовых услуг, а также SMS и MMS. И все. Остальные блага мобильных коммуникаций чаще всего приписаны вовсе не к телефонному номеру, а к SIM-карте телефонного аппарата. А это значит, что при смене оператора у вас пропадет телефонная книжка, адреса электронной почты, а также платежные сервисы, которые вы, может быть, уже полюбили. И никто не обещает, что у нового оператора будет все, что и раньше, только «вкуснее» и дешевле.
Операторы же ломают голову над другим вопросом: как взять номерную базу и заново ее поделить? А консенсуса достичь не удается потому, что каждый игрок держит в уме продолжение этой фразы — «с выгодой для меня». В результате на свет божий извлекается множество контраргументов. Например, почему мобильные операторы должны за здорово живешь отдавать в общее пользование телефонные номера, за право владения которыми они десятки лет выплачивали государству кругленькие суммы? Кто будет финансировать проект MNP? Опять операторы? Или стоит воспользоваться фондом универсальной услуги? Туда и так они отчисляют денежные средства. Но кто сказал, что деньги из этой кубышки нужно направить именно на MNP, а не, скажем, в ШПД на телеком-неудобьях? И кто будет платить за межоператорский роуминг? Опять воскреснут операторские взаимозачеты — призрак из лихих 90-х? А кто будет возмещать операторам убытки, если между ними начнут шнырять ушлые абоненты-должники? И тогда оказывается, что процедура перехода займет две недели, а цена перехода будет сравнима с месячной стоимостью расходов на связь, да еще чаще, чем раз в один-два года этого сделать не удастся. Вы так представляли себе избавление от мобильного рабства?
Но есть, есть ключик и к этому ларчику. Нужно, чтобы регулятор ощущал себя не покупателем на ярмарке проектов MNP — кто лучше расхвалит, у того и купим, а озаботился наконец разработкой внятной и прозрачной концепции развития отрасли, в которой MNP лишь один кубик из многих. Воля регулятора — великая сила, которая помогает осуществлять самые революционные преобразования. Почему бы, например, вообще не ввести новый принцип нумерации, скажем, привязав номер к человеку? На наши 140 миллионов населения потребуется всего лишь полтора десятка префиксов (типа «903», «910», «926») к семизначным номерам. Пусть даже владельцами номеров станут умные холодильники и пылесосы — сотни префиксов хватит за глаза для всех. И никаких баз перемещаемых номеров со сложными маршрутизаторами звонков не понадобится — в центре телекоммуникационного мироздания окажется не номер телефона, а человек, что, согласитесь, логично.
Елена Покатаева
Почему людям не оставляют их телефонные номера?
Андрей Рего:
Речь идет о существенном изменении принципов работы всего рынка. Около года потребуется на проведение тестирования и отработку механизмов взаимодействия всех участников рынка (включая транзитных операторов, платежные сервисы и т. д.) в рамках пилотных зон. Затем по результатам «пилота» должны быть проработаны и внедрены законодательные изменения, после чего операторы смогут провести тендеры, закупить и установить необходимое оборудование.
Александр Голышко:
Внедрение принципа MNP — важное действие: буквально росчерком пера делается серьезный шаг к повышению качества связи. Регулятор планирует и другие шаги в этом направлении, например, создание карт качества, формируемых по сигналам от абонентов. Борьба за качество связи — это мировой тренд, предмет заботы каждого государства. Спорить можно о сроках, но вряд ли кто-нибудь против этой цели.
Денис Борушевский:
Эффективность задуманного сильно зависит от выбранной схемы реализации принципа MNP. Есть такая, которая позволяет это сделать быстро, несложно и ненакладно для операторов. Правда, это необязательно скажется на снижении тарифов для абонентов. Скорее наоборот, они могут повыситься, потому что расходы по поддержке базы данных переносимых номеров операторы переложат на пользователей. Понадобится переработка законодательства, в первую очередь в части внутрироссийского роуминга.
Оставить комментарий
Ваш комментарий будет опубликован после модерации.