MP3 умер, да здравствует MP3!
Формат MP3, который с 1990-х сделал настоящий переворот в том, как люди хранят и прослушивают музыку (не говоря уже о пиратстве), официально сдаёт многолетнюю вахту. Институт интегральных микросхем имени Фраунгофера (немецкая исследовательская организация, создавшая формат) сообщил, что отзывает ряд ключевых патентов, лежащих в основе кодека. Другими словами, они не хотят поддерживать формат, потому что в 2017 году есть более совершенные методы хранения музыки.
На официальном сайте института отмечается, формат MP3 сегодня по-прежнему очень популярен среди потребителей, но современные медиаслужбы, осуществляющие аудио- и видеотрансляции, обычно используют более современные и совершенные кодеки ISO-MPEG вроде семейства AAC или разрабатываемого в настоящее время MPEG-H. Последние в состоянии обеспечить больше возможностей, выше качество при существенно уменьшенном битрейте по сравнению с MP3. Набирают сегодня популярность и форматы сжатия без потери качества вроде FLAC.
Разработка MP3 началась в конце 1980-х рабочей группой института Фраунгофера под руководством Карлхайнца Бранденбурга (Karlheinz Brandenburg) на основе наработок университета Эрлангена-Нюрнберга. MP3 создавался на основе экспериментального кодека ASPEC (Adaptive Spectral Perceptual Entropy Coding). В 1994 году вышел L3Enc, первый кодировщик в формат MP3, а спустя год появился первый программный MP3-плеер — Winplay3.
MP3 — это формат с потерей качества, рассчитанный на особенности восприятия звука среднестатистическим человеком. Разумеется, он создавался для экономии дискового пространства. Сжатые файлы при размере в 10 % от оригинала обеспечивали почти неотличимое для большинства людей качество звучания. Это был огромный прорыв, однако на момент появления формата далеко не каждый настольный ПК имел достаточную мощность, чтобы обеспечить воспроизведение в хорошем стерео-качестве. В результате ряда проблем и корпоративного саботажа институт Фраунгофера в итоге позволил обычным пользователям бесплатно использовать кодек для сжатия данных с компактов-дисков и хранения их на компьютерах, пытаясь взимать патентные отчисления лишь с коммерческих компаний.
Карлхайнц Бранденбург, 2010 год |
Так или иначе, но в области музыки и звуков MP3 стал тем же, что и JPEG для кодирования изображений: несмотря на то, что формат (тоже с потерей качества) давно принципиально устарел и существует немало его более совершенных аналогов, до сих пор большинство изображений хранится в JPEG, и даже профессиональные фотоаппараты и флагманские смартфоны в первостепенном порядке сохраняют снимки в этот формат — всё ради совместимости.
Но настоящий бум MP3 начался в конце 1990-х благодаря развитию Интернета и золотой эры пиратства. Музыка в этом формате годами была самым популярным контентом, которым обменивались пользователи таких пиринговых служб, как Napster и Kazaa, позволявших загружать нужные композиции буквально в один клик. Появление и распространение компактных MP3-плееров дополнительно увеличило популярность формата.
Разумеется, безудержное сетевое пиратство подстегнуло и разработку легальных служб, в которых пользователи могли бы с такой же лёгкостью приобретать музыку в цифровом формате. Сегодня среди таких сервисов доминирует Apple iTunes, который завоевал рынок на волне популярности проигрывателей iPod. Но пионерами в этой области всё же были пираты.
Почти с самого начала Apple позволила пользователям выбирать в качестве альтернативного формата более качественный AAC, который де факто сегодня стал наследником MP3. Но MP3 заслужил своё место в истории, показав рядовым пользователям настоящий (пусть и не вполне законный) потенциал обмена информацией в зарождающейся Всемирной сети.
Кстати, прекращение программы лицензирования — лишь формальный знак смерти формата. В остальном он продолжит жить прежней жизнью — все миллионы композиций и многие тысячи устройств и программных плееров будут по-прежнему воспроизводить файлы в этом формате. Более того, прекращение действий патентов означает, что организации и производители могут использовать MP3 без всяких отчислений лицензиатам (многие, впрочем, давно этого и не делали). Будем надеяться, что для производителей аудиооборудования это станет лишним стимулом окончательно перейти на более совершенные стандарты.
Оставить комментарий
Ваш комментарий будет опубликован после модерации.