СОЛО на клавиатуре

Владимир Владимирович Шахиджанян о сотовой связи и программе «СОЛО»

3DNews
05.07.2007

Если вам постоянно будет сопутствовать удача, то, сколь бы заслуженной она ни была, у вас появятся враги. Это закон природы. Почему? Потому что найдутся люди, которых вы будете раздражать самим фактом своего существования. Невозможно нравиться всем. Успех восстановит против вас людей, которые мечтали о той же должности, добивались аплодисментов той же публики. Кроме того, успех развяжет вам язык, и вы неизбежно наговорите много лишнего; вы будете искренне высказывать свое мнение о людях, которые терпеть не могут искренности; ваши суждения будут переходить из уст в уста. Одно ироническое или суровое слово — и вы приобретете себе врага на всю жизнь.

(с) Андре Моруа


Сегодня к нам в гости пришел очень интересный человек, Владимир Владимирович Шахиджанян. Некоторые из нас знают его как автора и ведущего прямого эфира на радиостанции «Говорит Москва»; кто-то имеет честь слушать лекции в его исполнении; а кто-то научился слепому методу ввода текста на компьютерной клавиатуре через программу СОЛО, которая рождается при его активном участии. «Талантливый человек талантлив во всем», не устаем повторять мы. Однако если при всех талантах человек не находит времени и места отдавать себя людям — помогать, учить или рассказывать, то грош цена такой «ходячей энциклопедии». Наше первое знакомство с Владимиром Владимировичем показало, что перед нами уникальный интроверт, который готов делиться накопленным. Кроме этого, он показал себя как интересного рассказчика. Любая история из его уст принимала удивительные краски и обретала новый необычный смысл. Нельзя делать такие комплементы человеку, тем более при жизни, подумали вы? Иногда скромностью можно пожертвовать ради истины.

Владимир Владимирович удивил нас тем, что говорил о сотовой связи так, что банальные вещи стали выглядеть иначе. Мы готовы поставить ему памятник за первое, разделенное с нами мнение об искусственности общения через SMS. Мы надеемся, что его слова послужат для читателей определенным уроком, и они решат больше времени уделять если не живому общению, то, по крайней мере, с большей радостью захотят услышать в голосе друга или родственника эмоциональные нотки, нежели будут додумывать и расшифровывать бездушные смайлики — карикатуры на настоящие чувства.

Что тут скрывать, многие из нас долгие годы мечтают научиться быстро набирать тексты. Ведь что может быть рутиннее и глупее, чем многочасовое дятлование над клавиатурой? Если можно сделать этот процесс короче — это надо сделать. Надо учиться. И тут лень ненавязчиво предложит отложить это на час, на день, на неделю, до осени и так до бесконечности. Возможно, наша беседа с Владимиром Владимировичем на эту тему перевернет лежачий камень. Автор СОЛО поделится своими наблюдениями относительно этого интересного программного продукта и результатов после обучения. Итак, давайте окунемся в диалог с известным психологом и журналистом, преподавателем факультета журналистики МГУ, Владимиром Владимировичем Шахиджаняном.

— Добрый день, Владимир Владимирович! Сегодня мы будем говорить с Вами о разном, но главным образом о сотовом телефоне и его месте в нашей жизни. Начнем с традиционного вопроса. У Вас есть мобильный телефон?

— Да. С трудом представляю жизнь без мобильника. У меня обычный. Дешёвенькая модель «Nokia». Куплен (это мой второй телефон) пять лет назад. Довольно прочный. Один раз менял аккумулятор, и всё. Стучу по дереву, но ни разу его не терял. У меня прямой городской номер от «Би-Лайна».

— Вы абонент с большим стажем?

— Да, с 1994 года. 13 лет.

— Когда Вы купили первый сотовый телефон? Как это произошло: Вы покупали его для работы или эта «дивная игрушка» изначально представлялась лишь как элемент комфортной жизни и определенного достатка?

— Я улыбаюсь. У моего первого мобильного телефона не было SIM-карты, он весил около килограмма, с трудом помещался во внутренний карман пиджака, имел длинную антенну и стоил около шести тысяч долларов.

Шёл 1994 год, довольно голодное для меня время. Не всегда хватало денег, чтобы нормально поесть. И такой дорогой телефон. Он мне достался бесплатно. Дмитрий Борисович Зимин, человек широкой души, высочайшего интеллекта, подарил мне телефон и право говорить три минуты в день бесплатно. Правда, я, как честная личность, заключил договор с «Би-Лайном», что буду рассказывать о них, и своё слово сдержал. Писал о «Би-Лайне» в книгах, статьях, а мои студенты (я преподаю на факультете журналистики МГУ) тоже подготовили несколько материалов об этой диковинке — мобильной связи в России — для ряда газет и журналов.

Одновременно подарили телефон моему старшему другу — Юрию Владимировичу Никулину. Он, в то время уже народный артист СССР, мобильник купить не мог.

Помню наш первый разговор по сотовому: он был ночью. Звонит мне Юрий Владимирович и спрашивает: «Ты меня хорошо слышишь?» — «А ты меня?». И мы одновременно произнесли: «Отлично! Спасибо Зимину!». Экономя время, решили всё-таки серьёзный разговор продолжать по обычному городскому телефону.

Использовал я мобильник чуть-чуть для работы (три минуты бесплатного разговора в день — это маловато) и для обеспечения собственной безопасности.

Вызов милиции — трижды мне приходилось это делать, и это спасало мою жизнь. Вызов «скорой помощи» — раз десять мне приходилось набирать 03, и это сохраняло жизнь другим людям.

Вызов сотрудников ГАИ — я попадал в ДТП и оперативно вызывал инспекторов.

И самое главное — «мобила» поддерживала моё спокойствие. Я всегда знал, что мой сын, дочь, друзья, близкие, если что случится, смогут мне позвонить.

Повторяю: у меня было три минуты в день бесплатного разговора. Я мог говорить 90 минут в день, и ничего не платить, а мог разнести по три минуты на 30 дней. Всё, что было сверх лимита, оплачивалось. Тогда все входящие и исходящие звонки оплачивались абонентом. За четыре года я платил один раз.

Конечно, это не игрушка, это использование современных средств связи для улучшения собственной жизни и сохранения психологического спокойствия.

— Плохо это или хорошо, но мы все стали сильно зависимы от мобильника. Согласитесь: любая зависимость закрепощает нас, и ради неё приходится жертвовать частичкой себя. Представьте такую ситуацию: вдруг, по какой-то причине все мобильные сети перестали работать, и Вы остались без привычной связи. Насколько сильно пострадает Ваш рабочий график, общение с родными и привычный день? Как часто Вы будете поглядывать на экран мобильного телефона, проверяя, не появился ли божественный атрибут: присутствие сети? Насколько пагубна зависимость от мобильного телефона?

— Поскольку я живу по принципу «Нет безвыходных положений», то к этому отнесусь спокойно. Более пятидесяти лет прожил без мобильного телефона — и всё шло нормально. Конечно, если ты стоишь в пробке час-другой, то мобильный тебе помогает. За это время делаю нужные телефонные звонки. У меня исходящих звонков на порядок больше, чем входящих, — примерно один к десяти. Всё остальное — мелочи. Я, к счастью, почти не получаю SMS и никогда их сам не отправляю. Не играю в компьютерные игры, не пользуюсь (наверное, к сожалению) мобильником для выхода к Интернет, поэтому, если подобное случится, переживу спокойно. Хотя несколько раз, привыкнув к мобильнику, я попадал в ситуации, когда сеть не работала, и ряд моих дел «повисал». Так, например, однажды мне нужно было позвонить одному очень важному государственному мужу. От нашего разговора с ним зависело многое. Я добивался разговора длительное время. И надо же: именно в этот момент у «Би-Лайна» пропала связь.

Если бы я знал, то позвонил бы с городского, а так был уверен: где бы я ни был, ровно в 15:00 смогу набрать нужный телефон. Я на кольцевой дороге, смотрю на часы: 14:58. Набираю приёмную начальника, и… Пустота, тишина. Сеть отключена. Не работает. С трудом успокоил себя. Доехал до телефона-автомата, начал звонить. Секретарь с сожалением ответила мне: «Он ждал вашего звонка десять минут. Сейчас его нет. Его вызвали к президенту». Такая история была.

И, тем не менее, мы преувеличиваем значение мобильника в нашей жизни. Многие люди стали зависимы от телефона. Это плохо. Современный человек слишком суетлив. Мы все торопимся жить. А я постоянно говорю ученикам, слушателям, читателям в книгах: не торопитесь жить, меньше суеты. А мобильник подталкивает к суете. Звонишь одному человеку, а в это время тебе кто-то звонит, и ты разрываешься между двумя разговорами или ты невольно подслушиваешь чужой телефонный разговор. Свобода человека — это тема века! Телефон, согласен с вами, нередко человека лишает свободы в некотором плане.

— Давно хотелось задать психологу такой вопрос: правда ли, что мобильный телефон является неким краеугольным камнем нашей неорганизованности? Порой, кажется, что этот кусочек электроники способен окончательно и бесповоротно развратить человека, разучить его точно организовывать своё время. Раньше встречи назначали на определённое время и место. И попробуй не приди: ты будешь славиться как «раздолбай». Сейчас нередко, назначая встречу, мы говорим: «Если что-то изменится, я перезвоню, и мы скорректируем встречу». Тем самым выставляя себя человеком, который абсолютно не ценит время другого. Это только частный случай. Именно мобильный телефон дал такие «отступные пути» для человеческой обязательности в современном мире…

— Такое мнение есть, и я с ним абсолютно не согласен. Я человек пунктуальный, никогда не опаздываю. Если вы мне назначите встречу, скажем, на 12:47 и меня не будет к 12:48, можете уходить: я не приеду. Студентам на занятия разрешаю опаздывать на 45 секунд. Конечно, всякое в жизни бывает — пробки, неожиданные ситуации — авария на дороге, плохое самочувствие, срочно возникшее дело, когда приходится выбирать: ехать на заранее обговорённую встречу или, скажем, заменить коллегу и читать вместо него лекцию на факультете. Второе — важнее. В этом случае ты звонишь и отменяешь встречу. Но это не раздолбайство, а обязательность.

Знаю владельцев мобильных телефонов, и таких немало, которые, экономя деньги, никогда не позвонят, чтобы предупредить об опоздании или отмене встречи. В то же время звонишь им, а они вызов не принимают…

Здесь есть поразительная закономерность: организованного человека мобильник делает более организованным, а, как вы называете, раздолбая он делает сверхраздолбаем. Что есть, то есть.

Не знаю, о чём ещё будут ваши вопросы, но констатирую: этика телефонного общения у большинства абонентов отсутствует. Да-да, я о культуре телефонного общения. Какой у вас следующий вопрос?

— Как Вы относитесь к проблеме — ребёнок и сотовый телефон? С какого возраста ребёнку можно давать мобильник? Мне понравился ответ на данный вопрос директора МТС макрорегиона Санкт-Петербурга. Он сказал, что сотовый телефон надо давать ребёнку тогда, когда чадо окружит себя определённым социумом, где мобильное общение станет необходимостью. Так были стерты все грани в 9, 10 или 11 лет. Что Вы думаете по этому поводу?

— Я соглашусь с директором МТС Санкт-Петербурга. Конечно, первый телефон у ребёнка — это всегда, прежде всего, дорогая и любимая игрушка, с которой ему не хочется расставаться.

Для детей нужно делать специальные аппараты с ограниченными возможностями — скажем, поддерживать связь лишь с определённым кругом лиц: бабушкой, дедушкой, папой, мамой. Пусть будут их рабочие, домашние и мобильные номера. Запрограммировать это несложно. И чтобы без игр, фотографий, диктофонов. Подобные аппараты должны быть прочнее взрослых мобильников, иметь другой дизайн, и самое главное — этим аппаратом никто, кроме ребёнка, не смог бы воспользоваться. Да и номер такого телефона должен быть запрограммирован так, чтобы на него можно было звонить лишь с определённых номеров. Такой мобильник в шесть-семь лет можно спокойно давать ребёнку.

Наверняка лет через шесть-семь создадут специальные программы для детских мобильников, которые помогут детям в обучении чтению, в развитии речи. Но это, как я понимаю, отдельная тема. Здесь лишь добавлю, что для детей с ограниченными возможностями — слабовидящих, слабослышащих или вовсе слепых и глухих — опять-таки хорошо бы делать специальные аппараты, которые в значительной степени облегчат им жизнь.

Телефон — не игрушка, не свидетельство обеспеченности ребёнка и его родителей. Это лишь техническое средство, улучшающее жизнь и облегчающее общение людей.

— В цепочке «журналист — мобильный телефон» утеряно одно из звеньев. Это мобильный Интернет. Действительно, для любого журналиста сегодня Интернет становится рабочей средой. Пользуетесь ли Вы мобильным Интернетом? Что Вас радует и что приносит разочарование в этой услуге? Какова она должна быть в идеале для Вас?

— Я не понял, о какой цепочке вы говорите, что утеряно? По-моему, всё работает достаточно чётко и хорошо, все этим пользуются.

К сожалению, я консервативен и предпочитаю работать у себя в университете, на фирме или дома — я говорю о выходе в Интернет. Но мои коллеги пользуются мобильным Интернетом, и успешно. Мобильный Интернет много раз выручал моего сына Сергея Шахиджаняна. Он фотограф и умудрялся через мобильник передавать в редакцию снимки и тексты из горячих точек России и из-за рубежа.

Другое дело, что на каких-то территориях не работает связь. Но, как я понимаю, это дело времени. Постоянно вводятся новые сотовые станции, обеспечивающие устойчивый приём. Пройдёт ещё немного времени, и недоступных для использования мобильного Интернета мест практически не останется — «покрытой» станет вся территория Земли. Никого не удивляет, что в том или ином кафе, ресторане сидит человек, входит в Интернет, — тот же журналист, создаёт нетленки и отсылает их в редакцию.

— Ещё один важный аспект современной мобильной жизни — это SMS. Короткие сообщения становятся для многих заменой неприятным разговорам, небольшому флирту или деловой переписке. Пользуетесь ли Вы этим сервисом? Можете ли вспомнить розыгрыши ваших друзей с использованием SMS?

— Это ужасно. Это отвратительно. Это гадко. Это мерзко. Я говорю о засилье SMS. Включая SMS-голосования, использование их различными редакциями, на которых наживаются телефонные операторы. «Отправь SMS — и получи анекдот…», «Отправь SMS — и выиграй приз…», «Прими участие в рекламной акции — получишь путёвку в Анталию…». Я противник подобного использования SMS. Не настолько ярый, чтобы об этом писать, организовывать движения (как я делал, защищая пешеходов, которых водители не пропускают на «зебрах»). SMS влияют на культуру общения с огромным минусом. Люди сидят на заседаниях — и отправляют SMS, развлекаются. Я не говорю о напряжении на глаза. Я не говорю о коверкании русского языка. Я не говорю о суррогатности общения. Это всё есть, и, повторяю, ужасно.

Сводить своё общение к SMS (что происходит повсеместно) — это можно сравнить с сексом с резиновой женщиной.

Раньше был телеграф, он и сейчас остался. Люди отправляли телеграммы: поздравительные, срочные (болезнь, смерть…) и информационные («встречай, приезжаю»). Сколько раз в день человек давал телеграммы? Вы улыбнулись? Я тоже. В среднем человек отправлял в год 12 телеграмм. В год! А теперь некоторые посылают по 12 SMS в час. Телеграфный стиль общения, к счастью, так и не вошёл в нашу жизнь. А эсэмэсочный — может войти. Это жутко.

Что касается розыгрышей с помощью SMS, то я, к счастью, с ними дела не имел. А посыл спама по SMS — с этим сталкивался и каждый раз раздражался.

— Мобильный этикет — штука тонкая. Хотя времена малиновых пиджаков и Jeep Grand Cherokee прошли, огромное количество людей продолжает считать, что стоимость и внешний вид их телефона пропорциональны важности их переговоров. Хочется услышать от Вас небольшой свод правил, которые регламентируют использование сотового телефона в публичных местах.

— Воспитанности не хватает многим людям.

В театре можно и нужно отключать телефоны — по крайней мере, «снимать» звук. Если что-то случится, правильнее будет использовать голосовую почту, когда сам человек наговорит, что он находится в театре, и попросит его не беспокоить. А если что-то срочное (вопрос жизни и смерти), тогда с помощью определённого набора цифр телефон включается. То же касается различных совещаний, занятий и так далее.

Студентам я запрещаю пользоваться мобильниками во время лекций и семинаров.

Нет-нет, я всё понимаю: Дима любит Лену, Лена любит Диму.

Лена сидит в конце аудитории, Дима (отличник) сидит в первом ряду, и Дима каждые две минуты посылает Лене SMS с признаниями в любви. Лена с радостью участвует в этой переписке.

Юность, любовь, гормоны, интим, предстоящий секс… В этом случае всё о`кей. Но тогда, на мой взгляд, лучше прогулять занятия и идти в обнимку по улице, чем изображать из себя внимательных студентов…

Почему бы Лене и Диме не сесть вместе? А потому, что им не разрешают этого преподаватели, ибо в этом случае Лена кладёт голову на колени Диме — их и пересадили.

Я чуть-чуть утрирую, но чуть-чуть. Вы знаете, что я автор книги «1001 вопрос про ЭТО». В новом издании у меня будет несколько вопросов, касающихся телефонного секса.

Кстати говоря, был период, когда «ночные бабочки» (это происходило каждый день, недели две) утром и вечером посылали мне SMS с предложениями провести с ними бурную ночь: «Не скучай, дорогой, тебе хоть и под 70, приезжай, я тебя развлеку! Позвони!». Или такие послания: «Если ты можешь, я рада. Если не можешь, я сделаю так, что сможешь. Профессорам скидка». Конечно, я стирал эти послания. Но ведь это загружает траффик и на некоторых может повлиять негативно. Не всякому приятно получать, например, такие послания: «Ты импотент или нет? Если нет, позвони». По-моему, необходимо в законодательном порядке за несанкционированную рассылку наказывать.

Возможность использования SMS, правда, имеет плюсы. Не знаю, заметили вы или нет, но за последние десять лет (я связываю это с появлением мобильных телефонов) примерно в десять раз стало меньше матерных слов на заборах и стенах, в лифтах и в кабинках общественных туалетов. Почему? А теперь можно матерное слово набрать и послать по SMS — таким образом выпустить пар. Раньше посылали на и в, используя мел, краску, оставляя определённые слова на заборах, бетонных стенах, перегородках общественных туалетов, в подъездах… Вы улыбнулись, а я говорю об этом серьёзно.

Для воспитанного человека стоимость мобильника не играет никакой роли. Я говорю, повторяю, о воспитанном, интеллигентном человеке. Для пижона это до сих пор важно: какой марки у него телефон, и за какую сумму. Но кто-то мечтал бы иметь унитаз из золота… для детей (для них характерно похвастаться) марка телефона играет большую роль. Знаю, что многие студенты склонны побравировать ценой и «наворотами» телефона. Что тут сказать? Отсутствие воспитания, пижонство, низкая общая культура. Грустно это.

Фирмы, выпускающие телефоны, зная психологию юношества и пижонов, поигрывают абонентами (я говорю о рекламе, о маркетинге) и призывают их всё время менять аппараты. Производители хотят заработать — это бизнес. А человек должен выделяться умом, обаянием, манерой поведения…

Знаю, мода на дорогие аппараты лет через шесть-семь пройдёт. Главное — удобство. Думаю, года через два пройдёт мода и на рваные джинсы, открытые задницы и оголённые пупки. Впрочем, я отвлёкся от темы. Какой у вас следующий вопрос?

— Это дорогое слово «роуминг»… Когда Вы отправляетесь отдыхать и вынуждены сменить привычную зону покрытия родного оператора на заморские сети, то используете ли роуминг или покупаете там, на курорте, SIM-карту местного оператора? А может, на отдыхе стоит отключить сотовый телефон? Или только рабочий? Кстати, сколько у Вас мобильных номеров?

— У меня всего один мобильный номер. Роумингом я не пользуюсь, ибо, как говорю о себе, шутя, я невыездной — никуда из Москвы не выезжаю уже более десяти лет. Нет, несколько раз ездил — в Калугу, Тулу, Ярославль. Обходился без роуминга… Но когда звоню друзьям и знакомым и вдруг выясняю, что они в Италии, Франции, Америке, Турции, испытываю чувство наслаждения и восхищаюсь современным развитием техники. Дорогое удовольствие, говорите? А жизнь вообще дорогое удовольствие.

Вы знаете, что такое жизнь? Это смертельная болезнь, передающаяся половым путём. И грустно, что мы отравляем себе порой жизнь — в том числе и чрезмерным использованием мобильной связи. Но это другая тема.

— Мы знаем, что Вы создали программу для слепого набора текста «СОЛО на клавиатуре» (www.ergosolo.ru) и сейчас работаете над новой версией. Вы не думали создать мобильный вариант этого приложения и дать возможность пользователям сотовых телефонов освоить слепой метод набора SMS-сообщений? Мне кажется, Ваше начинание может быть щедро спонсировано сотовыми операторами. Кстати, быстро ли Вы настукиваете SMS-послания?

— Самый приятный для меня вопрос. В США около 80 процентов людей, имеющих компьютеры, используют в работе слепой десятипальцевый метод набора, а в России этим владеют лишь пять процентов.

Многочисленные отряды сотрудников (несколько десятков тысяч!) МТС, «Мегафона», «Би-Лайна» и других сотовых операторов — все работают за компьютерами и, к сожалению, набирают отчёты, планы, базы данных, счета и другие документы двумя-четырьмя пальчиками. Это стыдно, это позорно, это говорит о низкой культуре сотрудников, это замедляет процесс работы справочной службы, бухгалтерии, программистов… Всё это происходит из-за того, что руководители сотовых операторов на компьютере тоже набирают двумя-четырьмя пальчиками и считают, что «быстрее мы не думаем».

В Сети ходит анекдот: «Владимир Владимирович Шахиджанян занят разработкой программы по обучению слепому десятипальцевому методу набора SMS на мобильнике». Я улыбаюсь.

Конечно, можно любого человека научить набирать телефонные номера и эсэмэски тремя пальцами и практически в слепом режиме. Но стоит ли? Одного большого пальца хватает, на мой взгляд. Но, может быть, я не прав.

Если вы заговорили о программе «СОЛО на клавиатуре», то сообщаю, что мне каждую неделю от той или иной фирмы, связанной с сотовыми операторами и телефонами, поступают предложения дать разрешения на «загон» в телефоны моих книг: «1001 вопрос про ЭТО», «Учимся говорить публично» и других. Я категорически возражаю. «Как же, — говорят мне, — представляете, на экране мобильника каждый день — по одному вопросу с ответом из вашей книги! Тысяча дней — тысяча ответов. Расширится ваша аудитория, а вы прилично заработаете». Нет, нельзя меня в этом плане соблазнить.

— Предпочитаете ли Вы обычные телефоны или смартфоны с QWERTY-клавиатурой, схожие с родной компьютерной?

— Я не использую смартфон. Раскладка QWERTY, на самом деле, ужасна, и если использовать латинский шрифт, то лучше брать раскладку Дворака — она на порядок лучше. Что касается набора кириллицы, то 99 процентов пользователей в России не в курсе, что на каждом компьютере легко устанавливается раскладка «Русская машинопись». В этой раскладке точка и запятая приходятся на указательные пальцы правой и левой руки, что гораздо удобнее, чем в стандартной, придуманной для нас американцами, где точку с запятой нужно набирать правым мизинцем, и приходится пользоваться ещё и шифтом.

Никак не решусь приобрести смартфон, но, возможно, когда-нибудь сдамся. Ибо, когда, например, ты едешь в машине и слышишь голос, предлагающий тебе самый оптимальный маршрут, то испытываешь наслаждение.

— Интересно узнать, а можно ли заменить профессионального стенографиста человеком, в совершенстве владеющим слепым методом набора текста? Какова средняя скорость ввода текста вслепую? Насколько обучаемы люди разного возраста?

— Благодарю за вопрос. Понимаю, что он задан из уважения к тому делу, которому я отдал более десяти лет.

Чёрт возьми, из-за «СОЛО на клавиатуре» — программы, способной научить любого человека за короткий срок слепому десятипальцевому методу набора, — я перестал заниматься сексом, как гетеросексуальным, так и гомосексуальным. Вздрогнули?..

Мне необходимо переработать и подготовить к переизданию книгу «1001 вопрос про ЭТО». А у меня нет времени.

Секретарю издательства, с которым я подписал договор о выпуске книги «Я+Я» (о мужском и женском гомосексуализме), дано задание раз в три дня посылать мне SMS: «Ждём рукопись «Я+Я». А я всё тяну и тяну…

Кстати говоря, любопытный факт: если взять сто процентов всех гетеросексуалов и сто процентов гомосексуалов, то последние используют мобильные телефоны чаще. Да-да. Если среди гетеросексуалов сегодня, насколько я помню, обеспеченность мобильными телефонами 60 или 70 процентов, то у гомосексуалов доходит до 90 процентов. Гомосексуалы, как мужчины, так и женщины (геи и лесбиянки), говорят по телефону и посылают SMS примерно в два раза чаще, чем гетеросексуалы. Такие дела.

Впрочем, я отвлёкся от ответа на ваш вопрос.

Научить набирать слепым десятипальцевым методом можно, как говорится, любого и каждого. Самому младшему ученику, прошедшему «СОЛО на клавиатуре», восемь лет, старшему — 84 года.

Другое дело, как я, отвечая на предыдущий ваш вопрос, заметил: у нас полная компьютерная безграмотность.

Большинство сотрудников, связанных с сотовыми телефонами (кстати, многие думают, что «сотовый» — это не от пчелиных сот, а от слова «сотня», что неправильно), не владеют слепым десятипальцевым методом набора, и убедить их в полезности обучения такому методу сложно. Я говорил с руководителями «Би-Лайна», «Мегафона» и МТС. Увы, не понимают меня. Хотя у нас есть корпоративная версия «СОЛО», и если установить её на фирмах и использовать небольшой «административный ресурс», то можно за два-три месяца научить большинство сотрудников операторов сотовой связи слепому десятипальцевому методу.

На эту тему я говорил с Прянишниковым Н.Н., Изосимовым А.В., Л.А. Меламедом… Глухо, непробиваемая стена. Они все живут по принципу лесника…

— Что за принцип?

— Рассказываю.

Человек увидел в лесу дровосека, с большим трудом пилившего дерево совершенно тупой пилой.

Человек спросил дровосека:

— Уважаемый, почему бы вам не наточить пилу?

— У меня нет времени точить пилу — я должен пилить! — простонал дровосек…

Знаковый анекдот. Не потому ли нам многое в жизни не удается, особенно в предпринимательстве, в бизнесе, что мы не можем наточить пилу?!

Поэтому пока им далеко до Сергея Меднова, начальника IT-подразделения Альфа-банка. Почему? Потому что он сам владеет слепым десятипальцевым методом и издал приказ, чтобы все сотрудники тоже научились. И добился результата, добился. Его подразделение стало эффективнее работать.

Я не ответил на ваш вопрос о стенографии и скорости. Стенография доживает свой век. Гораздо удобнее всё записывать на диктофон и потом расшифровывать. Мировой рекорд скорости набора — более 654 знаков в минуту, то есть более 10 знаков в секунду. Хорошей скоростью считается 300—400 знаков в минуту. Это скорость спокойной речи. Для конторских служащих приличная скорость — 200—250 знаков в минуту. Любительская скорость — 120—150 знаков в минуту. Большинство людей двумя-четырьмя пальцами набирают те или иные документы со скоростью 40—60 знаков в минуту, а то и меньше.

При слепом десятипальцевом методе одна страница текста набирается за пять минут. Двумя-четырьмя пальцами, «зрячим» способом, на одну страницу текста уходит до получаса — 20—30 минут.

Но дело не в скорости. При слепом методе набора в пять-шесть раз уменьшается нагрузка на глаза и на нервную систему — что важно.

Чуть отвлекусь, не сердитесь. Через десять лет количество больных, страдающих катарактой, глаукомой, патологиями сетчатки глаза, возрастёт в три-четыре раза. Почему? Люди неправильно работают за компьютером и слишком часто используют SMS.

В пять-шесть раз возрастёт число людей, страдающих после сорока лет тугоухостью. Им придётся обращаться к отоларингологам и лечить тугоухость. Они будут вынуждены использовать слуховые аппараты, чтобы нормально общаться с другими людьми. Частое использование мобильных телефонов, плееров приводит к серьёзным заболеваниям слуха.

Кстати говоря, мобильный телефон заставляет людей чаще сидеть. Почему в метро, в автобусе, троллейбусе стараются быстрее сесть? Сидя, удобнее набирать SMS, читать тексты.

Чрезмерное увлечение играми на мобильном телефоне, как и чтение электронных книг, вспышки (сегодня много телефонов со встроенными фотоаппаратами) — всё это безумно вредно и по-настоящему всерьёз, к сожалению, почти никем не понимается. Вы когда-нибудь наблюдали, в какой позе обычно находится игрок на мобильном телефоне? У него скрючена шея. А через несколько лет он испытает и боли в области обеих рук. Особенно в правой.

Вам знакома надпись на сигаретах: «Курение вредит вашему здоровью»? На каждом телефоне должна красоваться надпись: «Чрезмерное увлечение играми на телефоне опасно для вашего здоровья»… Не от радиации — хотя и здесь много вопросов, — а от неверной позы пострадают позвонки, предстательная железа (не морщитесь, здесь нет ничего постыдного), женские половые органы… Застой крови…

Так от скорости набора я перешёл к болезням. Какой ваш следующий вопрос?

— Подразумевает ли слепой метод набора текста истинную связь со стандартной компьютерной клавиатурой? Сейчас наступает момент, когда пользователи стремительно обращают взоры на ноутбуки. Да, все они имеют QWERTY-клавиатуру. Но кнопки «Del», «Ins», «Alt» и другие плавают по всей нижней створке лаптопа. Что говорить о форме популярной клавиши «Enter»… Это как-то учитывается в Вашей программе или адаптационный период необходим в любом случае?

Во-первых, учитывается, ибо при обучении можно выбрать клавиатуру, на которой будешь проходить наш курс. Во-вторых, для перехода на другую клавиатуру требуется максимум пять-десять минут. Самая удобная клавиатура — раздельная. На нашей фирме мы протестировали около ста видов клавиатур и пришли к единодушному выводу, что максимальное удобство, малое число опечаток — на раздельной клавиатуре.

К вспомогательным клавишам — Backspace, Delete, Alt, Ctrl и другим — человек привыкает за две-три минуты, если это его клавиатура, а не чужая, и стучит по ним, как правило, мизинцами.

Что забавно? Каждый человек привыкает к компьютеру и клавиатуре, и ему нужен небольшой адаптационный период, чтобы работать с такой же скоростью на другой клавиатуре за другим компьютером.

Я это сравниваю с роялями. У каждого рояля одно и то же количество клавиш и принцип расположения — тем не менее любому пианисту требуется определённое время, чтобы понять особенности того или иного инструмента.

Святослав Теофилович Рихтер, один из величайших пианистов прошлого века, обычно возил на гастроли рояль. Во многих концертных залах имелись рояли не хуже, но он привык к своему. Это, как и с автомобилями. Неважно, какая машина — «Жигули», «Мерседес», «Ниссан», «Вольво», — но если вы пересядете со своего автомобиля на чужой, пусть такой же модели, некоторое время будете ощущать себя неуверенно.

То же относится к компьютерам и клавиатурам. Вещь как бы приспосабливается к хозяину. Скажем, я на клавиатуре дома набираю со скоростью 500 знаков в минуту, а на чужой, такой же марки, моя скорость падает на 100—120 знаков. Понимаете меня?

— Насколько быстро Вы вводите текст?

— Я ответил на этот вопрос: 450—500 знаков в минуту. Если потренируюсь, смогу и больше.

Кстати говоря, на последнем мировом конкурсе по скорости набора несколько призовых мест впервые заняли россияне. И все они, оказывается (мне это приятно), проходили курс обучения по нашей программе, и поэтому меня на INTERSTENO наградили особым призом — за вклад в подготовку чемпионов.

— Сколько времени уходит у среднего пользователя на прохождение полного курса «CОЛО на клавиатуре»?

— У среднего пользователя уходит окoло 30 часов. У вас уйдёт 25.

— Почему?

— Вы умеете слушать других людей. Не перебиваете. Вы выдержанный человек. А таким людям требуется меньше времени на прохождение нашего курса.

— Напоследок хочется попросить Вас рассказать какой-нибудь анекдот или смешной случай про сотовый телефон. А можно и то, и другое!

— Сначала я расскажу вам мой любимый анекдот на компьютерную тему:

Помогитемнепожалуйстауменясломаласьклавишапробеланезнаючтоделать…

А теперь — анекдот про мобильник:

Сидят новые русские в бане. Звонит мобильник. Один берёт трубку. Оттуда женский голос: «Дорогой, я присмотрела себе классную шубку, всего-то за 20 штук. Можно я куплю?» — «Да в чём проблема, ты ведь знаешь, где лежат деньги». Через пять минут опять звонок. Подходит тот же мужик. «Дорогой, мне тут колечко понравилось, всего за 25 штук». — «Покупай, где деньги — знаешь». Через 15 минут опять звонок. «Дорогой, тут такая машина классная, всего за 125 штук». — «Покупай, деньги возьми там же».

Мужик кладёт трубку и спрашивает: «Пацаны, а чья мобила-то?».

— Владимир Владимирович, а есть ли вопрос, который мы не задали, но Вам хотелось бы на него ответить?

— Есть.

Например, мне хотелось бы, чтобы вы меня спросили о преступности, связанной с мобильниками. Сколько ещё людей попадаются на удочку мошенников, сулящих выигрыши, премии, которые можно получить, если пошлёшь определённое количество SMS или переведёшь ту или иную сумму через Интернет!

А случаи, когда отец или мать слышат взволнованный голос якобы сына, якобы сбившего человека, и потом якобы инспектор ГАИ просит привезти десять тысяч долларов, чтобы закрыть дело! Это же, как правило, делается через мобильник.

Наконец, обычное телефонное хулиганство, шантаж, угрозы… Этим должны заниматься правоохранительные органы. Но это тема для нашей возможной будущей встречи.

***

P.S. Более двух часов продолжалось наше интервью. Мобильник у В.В. Шахиджаняна был включён. Но он ни разу не зазвонил — и ни разу не пришла SMS. Зато всё время трезвонил городской телефон, но там включался автоответчик.


← назадоглавлениедалее →

Комментарии

2009-08-14 09:39:45 — Virtex

Любопытная статья, кстати автору хочу предложить установить от яндекс.денег полезную фишку на сайт "Дай рубль". Я бы дал, так сказать на поддержание. ;)


2009-09-28 06:48:54 — Иван Павлюченко

Отличный сайт! Если нужно убить пару-тройку часов - вам сюда :)


Оставить комментарий


Ваш комментарий будет опубликован после модерации.


Rambler's Top100
ErgoSolo
© 1997— «ЭргоСОЛО»
Дизайн: Алексей Викторович Андреев
Вебмастер: Евгений Алексеевич Никитин
Пишите нам:
Звоните нам по тел. +7 (495) 995-82-95. Мы работаем круглосуточно. Прямо сейчас на все Ваши вопросы готова ответить наша служба поддержки:
Круглосуточная трансляция из офиса «ЭргоСОЛО»

Поможем бросить курить
Все права на материалы, находящиеся на сайте ergosolo.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Использование материалов сайта без разрешения ООО "ЭргоСоло" ЗАПРЕЩЕНО!