СОЛО на клавиатуре

В гостях у Владимира Шахиджаняна

Евгений Макаревич, Ferra.ru
17.12.2005

Интервью с Владимиром Шахиджаняном — психологом и журналистом, преподавателем факультета журналистики МГУ, автором книг «1001 вопрос про ЭТО», «Мне интересны все люди», «Учимся говорить публично», «КомпьютЕрики шутят» и других, создателем программы «СОЛО на клавиатуре»…

Уютная квартира в Сокольниках встретила мягким приглушённым светом и огромным количеством стеллажей с книгами и потрепанными журналами. Дежа вю! Где же я всё это уже видел?! Ах да — в художественных фильмах 60—70-х годов, названия которых уже и не вспомню. Именно в таких квартирах, по замыслу режиссеров тех уже далёких лет, и должны жить профессора, академики, писатели… Именно в такой квартире и живёт Владимир Владимирович Шахиджанян — психолог и журналист, преподаватель факультета журналистики МГУ, автор книг «1001 вопрос про ЭТО», «Мне интересны все люди», «Учимся говорить публично», «КомпьютЕрики шутят» и других, президент фирмы «ЭргоСОЛО» и вообще личность странная, непонятная, привлекательная и оригинальная. Ему 65 лет, но как он говорит сам о себе: «Веду образ жизни двадцатилетнего».

Не преминув воспользоваться гостеприимством хозяина, я уютно устроился в кресле с чашкой чая в руках.

— Владимир Владимирович, так как я представляю «Ферру» — издание компьютерное и очень даже «железное», то и беседа наша пойдёт в основном о компьютерах и обо всём, что с ними связано.

«СОЛО на клавиатуре»

— В компьютерном мире Вы в первую очередь известны как создатель «СОЛО на клавиатуре» — программы для обучения слепому десятипальцевому методу набора, своего рода «хита» среди множества прочих обучающих «быстро печатать» программ. Расскажите в двух словах, как родилась идея создания «СОЛО»?

— История длинная, в двух словах сказать сложно… Подробно я рассказываю об этом на сайте www.ergosolo.ru — двадцать страниц написал на эту тему. А кратко… Наверное, от безысходности.

Когда-то у меня была книжка «Соло на пишущей машинке», в 1992 году она вышла тиражом 200 тысяч экземпляров, позже общий тираж составил около двух миллионов. Когда появились компьютеры, то, соответственно, некоторые программисты стали ко мне обращаться: «Давайте мы на её основе сделаем программу». Но их фантазии хватало на то, чтобы отсканировать книжку, распознать, перенести те же упражнения на компьютер… А я был категорически против такого механического перенесения. Компьютер позволяет сделать все значительно интереснее.

«Соло на пишущей машинке» и её автор

— Сколько времени ушло на создание первой версии программы?

— На всё про всё ушло 5 лет, но если взять день в день — то три года, при условии, что я бы занимался каждый день по 12 часов только «СОЛО».

Сейчас «СОЛО на клавиатуре» поддерживает две раскладки — русскую и английскую, планируется ли в будущем локализация на других языках?

Мы уже сейчас сделали курс на итальянском языке и отдельный подкурс транслитерации. В Италии вообще нет своего тренажёра — ни одного. Да и в России сейчас много изучающих итальянский язык и использующих его в работе.

— Чем отличается ваша программа от других клавиатурных тренажёров, есть ли какое-то know-how?

— «СОЛО» — первая программа, которая даёт не просто возможность научиться быстро набирать тексты слепым методом, но ещё и помогает каждому человеку обрести уверенность в своих силах, лучше узнать собственное «я». «СОЛО на клавиатуре» — это ещё и психотренинг. Каждый день я получаю письма, авторы которых сообщают: «Благодаря Вашей программе я почувствовал себя человеком, поверил в свои силы, мне стало легче и интереснее жить…». Да-да, мы не только учим набирать, но и развиваем способности человека, помогаем раскрыть творческий потенциал.

Сегодня в мире много грустных, одиноких, обиженных, обездоленных и не верящих в себя людей. И мы помогаем им не просто приобрести навык слепого метода набора, но и стать лучше, увереннее. Сам процесс обучения мы сделали в виде спора с самим собой: смогу или не смогу я пройти программу? И многие наши ученики увлекаются «СОЛО» и проходят его во второй и даже в третий раз, достигая прекрасных результатов.

После второго раза скорость набора повышается на 30—40%. А если пройдёте на «пятерки» третий или четвёртый раз, скорость становится ещё выше, ошибок при наборе — меньше, и каждый наш ученик вырастает в собственных глазах. Кроме того, большинство фирм, выпускающих клавиатурные тренажеры, не поддерживают отношения со своими учениками. Создали программу, продали её — и на этом отношения с теми, кто учится, заканчиваются. У нас же всё по-другому. Мы себя позиционируем как виртуальная школа, где учителя круглые сутки готовы оказать помощь своим ученикам. Не роботы, а реальные учителя, работающие, повторяю, круглосуточно. И наш сайт — это возможность круглосуточного общения с нами.

— Если я правильно понимаю, люди начинают верить в свои возможности благодаря скорости обучения. Ведь пройти курс, а следовательно, получить навыки слепой печати, можно всего за несколько дней?

— Да, можно научиться за 5—7 дней, если заниматься по 5—6 часов ежедневно. Но на практике многие растягивают курс обучения на несколько недель. Начинают, бросают, затем через продолжительное время возвращаются, опять бросают и снова… У нас есть «долгожители», которые вдруг, после 5-й или даже 10-й попытки, в очередной раз вернувшись к обучению, наконец-то празднуют победу. Тут всё зависит от характера человека и от его желания.

«СОЛО» и Государство

— Есть ли какие-либо планы по продвижению «СОЛО на клавиатуре» за границей?

— Планы есть, только денег нет. Для того чтобы за границей продвинуть российский софт, нужны деньги. Наше государство, к сожалению, в этом не принимает никакого участия. Оно самоустраняется, считая, что это личное дело авторов. А зря… Американцы для того, чтобы завоевать английский, испанский и, главным образом, индийский рынок, прикладывают много сил. Им нужно, чтобы их программы там знали. И государство поддерживает своих программистов. Индия сейчас поднимается — тот же Билл Гейтс пожертвовал огромные суммы для того, чтобы улучшить в этой стране компьютерную грамотность. И Конгресс США много сделал для этого. У нас же спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Год назад я написал по этому поводу письмо Михаилу Фрадкову, председателю нашего правительства, но ответа так и не получил.

— Однако среди прошедших курс обучения по «СОЛО» есть и депутаты Думы. Они каким-либо образом Вас поддерживают?

— Да, есть. Меня много кто поддерживает. Но эта поддержка носит личный характер. Мне пишут письма, благодарят, сообщают об этом при встречах — и всё. Для того чтобы поддержка была серьёзной, надо предпринимать какие-то действия, а не просто произносить добрые и хорошие слова.

— Что мешает, на Ваш взгляд, им так поступать?

— Занятость, отсутствие методичности в этом плане. Тот же Владимир Платонов, председатель Московской городской Думы, пытался что-то сделать — и смог помочь. Рекламные щиты про «СОЛО» появились не без его содействия и не без помощи Ю. М. Лужкова и В.П.Шанцева. Но если говорить о серьёзной помощи, то нам нужны корпоративные закупки, а это мало кто хочет делать, потому что не понимает важности обучения персонала слепому десятипальцевому методу.

— Но ведь существует программа «Электронная Россия», или, что касается Москвы, «Электронная Москва» — неужели нельзя в её рамках как-то продвинуть вашу идею?

— Да, есть «Электронная Москва». Я присутствовал на заседании Правительства Москвы, посвящённом «Электронной Москве», и даже готовил какие-то разработки, но закончилось всё пока (!) тем, что, может быть, при мэрии организуют небольшой класс на 18 компьютеров и у нас купят 18 копий. Ух ты! В «Электронную Москву» вложили уже, я думаю, не один миллион долларов. На моё предложение включить в программу «СОЛО», чтобы каждый, кто пользуется «Электронной Москвой» (пользователей по Москве — около 10 тысяч, и почти все набирают двумя пальцами), мог научиться слепому методу печати, ответили: «Пока таких возможностей нет».

Я говорил со многими, и все тепло отзываются о «СОЛО». Но вот чтобы сделать практический шаг…

Вот Евгений Касперский (В.Шахиджанян показывает фото, на котором Касперский дома у автора программы «СОЛО на клавиатуре») — замечательный человек, умный, образованный, создает отличные программы, но сам так и не овладел слепым методом и себе на фирму не взял наше «СОЛО». У него сотрудников много, и все они набирают двумя-четырьмя пальчиками…

— Однако даже те, кто понимает важность программы, учатся сами, но дальше её не продвигают. Хотя вроде бы и возможности есть.

— В нашей стране огромное количество прекрасных программистов и замечательных программ. Необходимо иметь деньги и помощь от Государства в развитии софта, а наше государство в этом, к сожалению, никак не заинтересовано и почти ничего не делает для улучшения компьютерного образования. Даже в Москве, не говоря уже о всей России, набирают слепым методом всего 5% работающих за компьютером, а в США — 80%. В Москве с трудом выучивают механически какую-нибудь одну программу, с которой приходится работать, — Exel, Photoshop, программы для сканера — и всё! Мы сейчас говорим о массовости, а не об отдельных профессионалах, которые «всё знают». Разве не так?

О психологии

— Многие пользователи, которые уже много лет, можно сказать, не отходят от компьютера, самостоятельно худо-бедно, но научились печатать, не глядя на клавиатуру. Тем не менее процент опечаток у «самоучек» достаточно высок. Вопрос такой: если они всё же засядут за «СОЛО», будет ли им тяжелее в обучении, чем пользователям, начинающим освоение слепого метода «с нуля»?

— Нет, им будет легче. Они же не боятся компьютера. Люди «с нуля» испытывают страх перед компьютером, беспокоятся: «Вдруг я что-то не то нажму и появится «черный экран». В любом возрасте можно научиться, независимо от первоначальных навыков. Другое дело — многие рассуждают так: «А мне этого достаточно, я так быстро не думаю; я не машинистка; я обычный пользователь, которому много набирать не нужно, — зачем мне учиться и тратить время…»

— Но ведь сейчас, особенно среди пользователей «до 20», популярны чаты, коих существует великое множество и в которых скорость набора играет огромную роль…

— В чатах — это всё-таки «для себя», а я-то говорю о работе. Каждому человеку, работающему за компьютером, приходится создавать справки, отчёты, деловые письма, договоры и т.д. И на одну страницу у него, если набирать двумя-четырьмя пальцами «зрячим методом», уходит полчаса, две страницы — час, 1/8 рабочего времени. А методом слепой печати — на одну страницу уходит 5 минут!

— Однако психология многих людей такова, что «работа не волк» — а вот как раз то, что нужно для себя, возможно, скорее заинтересует?

— Так можно рассуждать. Но если бы на работе начальники поставили «Соло» и сказали «Учитесь, а кто не научится — будет уволен» — не сомневаюсь, большинство бы научилось. А поскольку начальники сами не умеют набирать слепым методом, они и к подчинённым также относятся: «Не умеете, ну и не надо». Ведь работа хоть и медленно, но идёт. И поэтому документооборот у нас долго-долго движется. Тихий ужас, как он идёт…

— Вы психолог. Кстати, по образованию?

— Нет, не по образованию. Я 18 лет сотрудничал с профессором А. И. Белкиным — был такой замечательный профессор, автор многих интересных книг: «Запах денег», «Третий пол» и так далее. Мой учитель. Там, в его лаборатории, меня и аттестовали.

— Насколько знание психологии помогло Вам в разработке «СОЛО на клавиатуре»?

— Конечно, серьезно помогло. Я ещё и педагог — что тоже помогло в разработке учебного курса. Я работал и в школе, и более 25 лет преподаю в университете на факультете журналистики. Знание психологии ученика, понимание порога усталости, законов восприятия — всё это помогло мне смоделировать в программе как бы диалог во время занятий. То есть я не просто создал и продолжаю создавать программу (сейчас работаю над 9-й версией), которая даст определенный навык. Я представляю своего ученика, «осязаю» его, если угодно. И он меня «осязает». Я создал свой образ учителя.

Сказалось несколько факторов, почему программа удалась (от скромности я не умру). Первое: я педагог, т.е. понимаю методику обучения. Второе: я психолог, который занимался психологией творчества — мой семинар на журфаке так и называется: «Психология журналистского творчества». Третье: я достаточно серьёзно увлекался цирком, театром, кинематографом — в качестве режиссера даже поставил фильм «Клоун Мусля» на киностудии «Мосфильм», а также снял несколько документальных фильмов. Программное обеспечение, уверен, когда-нибудь станет настоящим искусством. Оно и сегодня использует приёмы кинематографа, телевидения, театра, но когда-нибудь это будет и вовсе потрясающая вещь. Я сделал робкие попытки соединить элементы фото, кино, дидактики, психологии, методики, изобразительного и звукового ряда (долгое время я вёл свои передачи на радио) — в целом это и помогло создать такую программу. Она мне нравится, она нравится и другим, но её, уверен, можно сделать на порядок лучше. К сожалению, чтобы реализовать все мои пожелания по улучшению «СОЛО», нужны деньги. А их нет.

Дома у Владимира Владимировича Шахиджаняна растет настоящее лимонное дерево, выращенное из семечка

Мне, кстати, не нравится слово программа — мне кажется, что подобные курсы правильнее называть произведениями. Это не только касательно моей программы, а вообще: интересные компьютерные программы — это всегда произведения. И создают их, как и положено, сценарист, режиссер, программист, художник, композитор (к 9-й версии «СОЛО» молодой композитор Тимур Исмагилов пишет музыку для каждого упражнения). В будущем именно так и станут создаваться все программы — в том числе обучающие и развивающие.

— Вопрос о применении знаний по психологии в создании «СОЛО на клавиатуре» был задан не просто так. Мне встречались мнения пользователей: «А не использует ли г-н Шахиджанян, будучи психологом, в своих программах метод так называемого 25-го кадра или НЛП»?

— Что касается НЛП, то у меня вообще к нему отношение скептическое — я считаю, что его нет вовсе. Просто старые методы и возможности внушения назвали новым словом и привязали к нему целую теорию. Я бы сказал, псевдотеорию.

Педагогика — это всегда внушение. Куда вы денетесь? «Дети, это буква „о“, запомните! А теперь добавьте к этому кружочку загнутую внизу палочку — получится письменная „а“». От того, как учитель скажет, зависит его успех. Если учитель не просто скажет: «Дети, это буква „а“» — а ещё и как-нибудь расскажет, да с прибаутками, может, и сказку сочинит про букву «а», и несколько раз повторит, и попросит записать, и похвалит тех, у кого лучше получилось, — дети на всю жизнь запомнят.

Когда мы научимся делать все обучающие программы так же, как ведут уроки талантливые учителя, — достигнем больших успехов. И в таких программах, конечно, будет использоваться внушение. Только оно не прямое: «я тебе внушаю». Все мамы и папы говорят своему ребёнку: «Чисти зубы три минуты в день!» — а он так и не научается к 18 годам правильно чистить зубы — и лишается их. Все говорят: «Помой руки перед едой, следи за одеждой, говори „спасибо“ и „пожалуйста“, не матерись, не кури!» — и не получается внушить. А у талантливого врача, талантливого педагога, талантливого писателя, художника, режиссера, актера это нередко получается.

Пользуюсь ли я внушением — да, пользуюсь! Иначе я не научу. Если вы мне не будете верить, то мне не удастся вас научить, а если вы мне поверите — то…

— Владимир Владимирович, Вы «засветились» в различных родах деятельности — планируете ли какой-то другой, принципиально новый проект?

— Пока нет. Дай Бог мне свои старые проекты закончить. Мне скоро исполнится 66 лет -хотелось бы фирму поставить на ноги как следует, компьютерную грамотность в нашей стране поднять, хотя бы на 5—6%. Для одного человека — это много. А ведь ещё я хочу выпустить книги: «О смешном», «Рассказы старого Кристофа», «Я+Я» — и переиздать мой учебник «Учимся говорить публично», а также «1001 вопрос про ЭТО». Дел много. Но самое главное — нужно завершить работу над 9-й версией «СОЛО на клавиатуре». А потом приступить и к 10-й

— А сколько ещё будет версий?

— Не знаю. Их может быть бесконечное количество. Хочется сделать отдельное «СОЛО» для школьников, студентов, женщин… Можно локализовать курс на разные языки. А также в моих планах сделать «СОЛО» с одновременным развитием памяти, скорочтения, с обучением английскому языку, повышением грамотности в русском…

— Кстати, о женщинах. Нет ли статистики, кто быстрее обучается слепому методу печати по вашему методу, мужчины или женщины?

— По нашей статистике получается — мужчин, проходящих «СОЛО», в три раза больше, чем женщин. Но женщины осваивают «СОЛО» быстрее и достигают лучших результатов, чем мужчины. Женщины вообще более собранные — и более доверчивые.

О компьютерах и о будущем

— Считаете ли Вы себя «железным» человеком? «Железным» в плане «любви» к компьютерам как к набору микросхем. Любите ли что-то собрать/разобрать?

— Нет, я спокойно к этому отношусь, потому что поздно начал заниматься компьютерами в — 57 лет. Поэтому какой-то особой «теплоты» и любви к железкам у меня нет — я слишком «гуманитарный». Ничего сам в своих компьютерах не меняю — я нашёл людей, которые мне помогают. Считаю: лучше, чтобы это делали специалисты. Как и с машиной, на которой я езжу: испортится что-то — позову механика, автослесаря, а сам не копаюсь — иначе что-то не довинчу, не доделаю, испорчу…

— А вообще отслеживаете события, происходящие в IT-индустрии?

— Постоянно читаю компьютерные журналы, знакомлюсь с компьютерными новостями в Интернете, посещаю выставки. Уверен, что через 10 лет всё в компьютерном плане станет ещё более надежнее, современнее и удобнее. Появится круглосуточная, бесплатная для всех «Скорая компьютерная помощь» — для таких чайников, как я. Причём не только в городах, но и в сёлах. Ведь они всегда будут — люди, далёкие от компьютеров. А почему бесплатная? Всё просто. Фирмы, производящие «железо» и софт, начнут содержать эту «скорую помощь» и строго её контролировать.

— Какое-нибудь из последних достижений в сфере высоких технологий произвело на Вас особое впечатление?

— Из последних достижений — наверное, всё-таки СТРИМ, который помог очень многим получить «нормальный» выход в Интернет.

— Как Вы видите взаимосвязь компьютера и человека в будущем?

— Это все индивидуально. К сожалению, масса неприятного в том, что все мы будем лишены своей частной личной жизни. Уже сегодня, когда я выхожу из дома, весь мой путь можно было бы проследить по видеокамерам, которые установлены повсюду из-за угрозы терроризма, из-за пробок на дорогах… Я, кстати, думаю, не установить ли веб-камеры у нас в офисе, чтобы любой «солист» мог всегда посмотреть по Интернету, как мы в офисе «живём», как общаемся, как проводим обучение в нашей очной школе слепого десятипальцевого набора. Прибавит нам это учеников или не прибавит? У нас всё очень интеллигентно: никто не матерится, никто не пьёт, все аккуратненькие и ладненькие.

Если использовать подобные технологии серьёзно, то общество станет открытым — вся Земля будет как одна коммунальная квартира. Предвижу: с одной стороны, у каждого человека будут индивидуальные чипы, с помощью которых мы будем передавать информацию через компьютеры, с другой — не исключаю объединение землян в единое целое, лет через сто, когда государства, со всеми их противоречиями, могут просто отмереть как таковые.

Именно компьютеры в этом помогут — с их возможностью объединить в сеть различные государства, стирая границы, препятствующие общению разных людей. Все наконец поймут, что Земля очень маленькая и очень хрупкая. Если бы в 50—60-х годах в КГБ узнали всё, что мы сегодня делаем, все сотрудники этого ведомства попали в психиатрическую больницу. Проблема секретности скоро будет практически решена — нельзя будет иметь ничего секретного. Всё можно заметить, всё узнать. И общество консолидируется, поймёт, что главная ценность — это человек, которому надо помогать в развитии.

А технологически всё будет достаточно миниатюрно. Вы меня сейчас записываете на цифровой диктофон, о котором мы в своё время, ещё лет 10—15 назад, даже мечтать не могли.

Я надеюсь, что руководители государств между собой договорятся, и человечество всё-таки начнет работать на благо Человека и во имя Человека. Либо наоборот: могут случиться большие техногенные катастрофы, и жизнь на Земле как таковая перестанет существовать. Жутко. Но я верю в разум человека. И верю, что именно компьютерное сообщество поможет преодолеть кризис.

В нашей беседе также принимал участие Валерий Тумин. В свои 15 лет он является создателем одного из крупных интернет-проектов, посвящённых компьютерной тематике, — PC Library. А ещё в 11 лет он прошел «СОЛО на клавиатуре», набирает со скоростью 600 знаков в минуту. Валерий планирует начать работать на фирме «ЭргоСОЛО», поэтому и был приглашён на беседу с Владимиром Шахиджаняном.

Валерий Тумин:

— Владимир Владимирович, что Вы думаете по поводу спама, какое у него будущее?

— Я думаю, что спам, буквально в ближайший год, будет приравнен к преступности, и люди начнут отвечать за его рассылку. Это будет квалифицироваться как проникновение в чужую квартиру. Вред от спама огромный, люди наживаются с его помощью, это неправильное использование возможностей современной техники.

— Что Вы можете сказать по поводу нового достижения, если можно так назвать, США — миниатюрных компьютерах, которые поставляются в школы и содержат практически все существующие книги на национальном языке в электронном варианте?

— Относительно библиотек я думаю, что лет через 15—20 снова возникнет большой интерес к книгам и литературе. В основном у нового поколения. Они захотят читать настоящие книги. Другое дело, что сама по себе книга, не исключаю, станет другой — бумажная книга. И в электронном виде она претерпит достаточно большие в плане «общения с читателем» изменения. Возрастёт количество звуковых книг. Но эта тема — какой будет книга лет через 10—15 — требует отдельного обсуждения. Если хотите, мы можем встретиться и поговорить об этом.

— Я слышал, Вы говорили, что лучше Российских программистов нет. Как Вы думаете, реально ли тогда создать в России аналог Windows?

— Конечно, реально, но речь опять идет о деньгах. Я не думаю, что Windows — это навечно. Лет через 5—6 значительно «вырастет» Linux — он уже сегодня конкурент Windows — он будет модифицироваться, улучшаться. Возможно, возникнет что-то новое — и не исключаю, что это новое создадут в нашей стране, в России.

Эпилог

— В заключение хочу задать общий вопрос: на чём бы Вы хотели акцентировать внимание читателей, ваши пожелания?

— Меня больше всего волнует, чтобы человек верил в собственное «я», в свои возможности, будь то связано с компьютером, с наукой, с жизнью, с любовью… Мы — затурканное, задёрганное общество, особенно те, кто живет в больших городах. Вроде здесь жить легче — денег побольше, возможностей, школы хорошие, институты… Но настолько вся атмосфера бывает гнетущей — шума много, суеты, — что человек забывает о своём развитии. А хотелось бы, чтобы никогда не забывал. Звучит это по-старчески, наверное, но человек — при желании — может всё. Часто приводят в пример того же Билла Гейтса, что вот он ещё мальчиком «захотел и сделал», — это пример хороший, почти сказочный. Но на самом деле любой человек, если захочет, если, несмотря на все трудности, будет действовать, учиться, развиваться, «обрастать» людьми, которые станут его единомышленниками, сможет создать из этих людей команду, то сможет очень многого добиться .

Инициативу всегда можно проявить. Мне нравится принцип «начни с себя». Я много дал в этом интервью всякой критики: «Государство там плохо, государство здесь плохо, государство не заботится, не делает, не предвидит, не помогает» — но начни с себя! Мы создали фирму «ЭргоСОЛО», где, на мой взгляд, идеальные отношения между сотрудниками. Говорят, что «нельзя прожить на одном продукте», а мы живём уже третий год — всего лишь производя и продвигая «СОЛО на клавиатуре». Мы ищем талантливых программистов, которые могут предложить интересный и качественный софт, и мы готовы его продвинуть, потому что один продукт — это всё-таки мало.

Главное — мы хотим научить людей поверить в свои силы. Поэтому «СОЛО на клавиатуре» — это ещё и психотренинг. А кроме того, призываю: научитесь беречь время. Ценнее времени ничего нет.

Закончу на грустной ноте. К сожалению, все мы смертны, нужно об этом помнить и понимать, что одни прожитые сутки — это 1/365 года. Пролетели — и всё, нет их. А сколько лет в среднем живет человек — 60, 70, ну 80. Это так мало! И поэтому, если знаешь, что рано или поздно ты уйдёшь, — постарайся, пока живёшь, жить радостно и интересно!

Мне повезло: я родился за год до войны, прожил всю блокаду в Ленинграде и чудом остался жив. Так что для меня каждый день радостный. И если в результате сегодняшнего интервью станет хотя бы на 10 человек больше «солистов» — я буду рад. Ибо, как сказал ещё Достоевский: «Легко полюбить всё человечество, трудно полюбить одного конкретного человека».


← назадоглавлениедалее →

Комментарии

2010-06-06 02:25:10 — Анна

Я в востоге.


2010-06-08 01:39:46 — Елена Казакова

Благодарю за Ваши труды и нижайший поклон Вашей Вселенской любви и доброте к людям!!! Ваша поклонница.


2011-07-24 11:53:45 — Иус Ольга Анатольевна

Как я Вам благодарна!Здоровья Вам и долголетия!


Оставить комментарий


Ваш комментарий будет опубликован после модерации.


Rambler's Top100
ErgoSolo
© 1997— «ЭргоСОЛО»
Дизайн: Алексей Викторович Андреев
Вебмастер: Евгений Алексеевич Никитин
Пишите нам:
Звоните нам по тел. +7 (495) 995-82-95. Мы работаем круглосуточно. Прямо сейчас на все Ваши вопросы готова ответить наша служба поддержки:
Круглосуточная трансляция из офиса «ЭргоСОЛО»

Поможем бросить курить
Все права на материалы, находящиеся на сайте ergosolo.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Использование материалов сайта без разрешения ООО "ЭргоСоло" ЗАПРЕЩЕНО!