«Я хочу, чтобы каждый человек стал в этой жизни солистом»
«Евгений Онегин» Пушкина, «Гамлет» Шекспира… и «СОЛО на клавиатуре» Шахиджаняна. Талант, самоотверженность и профессионализм, с которыми Владимир Владимирович занимается «СОЛО», легко ставят его в этот ряд. В фирме «ЭргоСоло» Владимир Шахиджанян делает работу восьми человек. На нём реклама и тексты, поиск корпоративных солистов (слова «пользователь», «клиент» запрещены на фирме — там только ученики и «солисты») и ведение двух сайтов, 1001.vdv.ru и ergosolo.ru, форумы и разработка очной школы, где обучают методу слепого набора на компьютере в рекордный срок — от трех до шести дней. Помимо этого факультет журналистики МГУ и написание книг. (Недавно вышла книга «Учимся говорить публично», переиздан солидный том «1001 вопрос про ЭТО», а скоро увидит свет сборник «КомпьютЕрики шутят».) Это не одержимость, это последовательность. С такой же энергичностью В. Шахиджанян разрабатывал и пробивал первые издания книги «СОЛО на пишущей машинке».
«СОЛО на клавиатуре» — программа волшебная. Владимир Шахиджанян предусмотрел в ней ВСЁ. Чем отличается «СОЛО» от 15 других курсов, существующих в России? Дизайном, индивидуальным психологическим подходом, методикой. Наличием виртуального учителя, ощущением, что он стоит за спиной, комментируя ошибки и давая советы: как проходит то или иное задание, как стать собраннее, как лучше исправлять ошибки, как поднять собственное настроение и уметь держать себя в руках. А также определённой строгостью: в «СОЛО» нельзя переходить к следующему заданию, не пройдя предыдущее, все остальные программы это разрешают. Я не говорю уже о звуковом оформлении курса, чего нет во многих клавиатурных тренажёрах. (А звука много: тут и свои для каждого задания фразы после ошибок, и рассуждения о жизни, и советы, как стать более собранным, и рекомендации, как найти своё призвание.) Кроме того, привлекает в программе наличие интересных цитат — высказывания философов, писателей, деятелей культуры, политиков. А еще программа привлекает юмором, ибо перед каждым заданием (а нередко и после) учеников просто заставляют улыбаться, смеяться, хохотать. Удивительно: почему такая нужна, интересная, полезная, эффективная и стильная программа до сих пор не монополист? С этого вопроса и началась наша беседа с автором «СОЛО на клавиатуре».
— А почему она должна быть монополистом? — в свою очередь удивился Владимир Владимирович. — Монополизм — это плохо. У каждого желающего научиться набирать слепым десятипальцевым методом должен быть выбор. С другой стороны, если вы посмотрите отклики на форумах в Интернете, где обсуждаются различные клавиатурные тренажеры, вы увидите, что 80% признают нас лучшими. Мы невольно становимся своеобразными монополистами. Не все, правда, проходя программу, следуют нашим рекомендациям. Скажем, есть у нас английская версия, и если правильно её проходить, то можно увеличить свой словарный запас на 1200 единиц это хорошо. Но многим лень на полсекунды задерживать мышку перед незнакомым словом, чтобы узнать его перевод. Вот в очной школе обучения мы заставляем всех вдумчиво проходить наш курс — думать, размышлять и строго выполнять (мы за этим следим, контролируем) наши требования, то есть следовать методике обучения.
— «СОЛО на клавиатуре» производит впечатление терапевтической программы. И лечит она определённо не только от компьютерной безграмотности, не так ли?
— Ну, от компьютерной безграмотности она не лечит — она ее ликвидирует. Да, мы делали её так, чтобы она давала человеку уверенность в своих силах. Прошёл все 100 заданий — и у тебя на две недели крылышки вырастают, будто ты всё можешь, всё умеешь. Это же важно.
— Люди действительно меняют образ жизни после «СОЛО»?
— Посмотрите письма, которые я получаю: сотни в неделю — не десятки… И, как вы понимаете, письма по Интернету пишут один к двадцати: двадцать человек думает послать отклик — лишь один так поступит. Бумажные письма — один к ста. Многие наши ученики действительно говорят, утверждают, констатируют, что после прохождения «СОЛО» они не только приобретают навык быстрого набора, но и повышают грамотность, больше верят в свои силы, становятся собраннее, точнее, пунктуальнее, развивают свою силу воли. Но, конечно, некоторые перехваливают нас: они пишут в тот момент, когда у них подъем, когда они окончили курс, у них всплеск добрых эмоций, — отсюда и некоторые преувеличение значения нашего курса.
— Слепой метод набора, как я понимаю, не требует взгляда на клавиатуру: человек смотрит только на монитор, верно?
— Да. Верно. Человек не должен все время переводить глаза с клавиатуры на монитор, с монитора на клавиатуру…
— А разве это не вредно — все время смотреть на экран?
— Давайте разберемся. Во-первых, у экрана стеклянная поверхность, а у клавиатуры пластмассовая. Наш глаз быстро привыкает к той или иной поверхности, к её фактуре. Если вы всё время будете кидать свой взгляд в разные стороны, то быстро устанете. Слепой метод как раз бережет зрение — глаза устают на двадцать процентов меньше. Это не мои данные — такова статистика медиков, которые изучали эту проблему. Во-вторых, когда вы набираете свой текст, то должны думать о формулировках, выбирать, какое слово интереснее, а вместо этого, набирая «зрячим» способом, вы думаете о том, какую клавишу нажать, ищете ее… И вы сбиваете себя с мысли, если текст ваш на одну страницу, — 1500 раз, ибо на странице в среднем 1500 знаков. Вы мешаете сами себе. Это непроизводительно по отношению к работе, к жизни.
— Образ учителя, сидящего рядом, получился очень убедительным и живым. А какими вы представляете своих учеников?
— Такими, какие они есть, — ведь я знаю их. Приобретая диск, они заполняют анкету. Недавно была публикация в «Московском комсомольце», и в ней дали пару абзацев про «СОЛО». И сразу к нам пошел поток читателей «МК». У них средний возраст 34—35 (все мы думали, что моложе, — нет, оказалось много солидных людей, преподавателей, офис-менеджеров). А стоит дать рекламу в «Студенческом меридиане» — наплыв студентов. В целом же статистика такова: 15—20% студентов, 10% школьников, 10% руководителей — фирм, ведомств, учебных заведений… 5% «солистов» в возрасте 55—60 лет, самому пожилому — 79. Самому юному — 9 лет. Большинство же наших учеников в возрастной категории от 17 до 30 лет. Интересная география, если говорить о распространении «СОЛО»: 70% — города, 30% — сёла. Бывают экзотические места. Например, маленькое поселение на Чукотке — там всего два домика. Это же чудо! Поставили как-то компьютеры, протянули сеть, скачали… Есть такие в Магаданской области. В ближнем зарубежье больше всего учеников на Украине, меньше всего — в Беларуси и Прибалтике. Что касается дальнего зарубежья, то больше всего нас знают в Италии, Америке, Англии и Франции. Но солисты есть и в Индии, во Вьетнаме, Ватикане, ЮАР, Кот-Д’Ивуаре. Почти во всех странах мира хоть по одному человечку, но есть. В самом начале, как только «СОЛО на клавиатуре» появилось в Интернете, программу скачивали 90% мужчин и 10% женщин. Сейчас соотношение почти выровнялось: около 40% женщин и 60% мужчин. Много программистов, что для меня удивительно, потому как поначалу они нас не признавали. Дизайнеры, веб-мастера. Встречаются и экзотические профессии. Диггеры, священники — до процента не дотягивают, но человек пятнадцать будет. Один космонавт — он действительно космонавт. Специалисты по алмазам. Реставраторы, прокуроры, судмедэксперты, озеленители. Гуманитарии обращаются реже, чем технари, хотя гуманитариям набирать приходится больше. И это для меня загадка. У меня на курсе в МГУ (я преподаю на факультете журналистики) около 200 студентов. Но, поскольку мы убрали из числа обязательных предметов слепой метод набора (теперь это факультатив), то программу прошли всего 12 человек. Стыдно! К сожалению, в числе «солистов» пока мало банковских служащих, а ведь у нас масса крупных банков, в них тысячи сотрудников, и большинство из них набирают справки, отчеты, разработки, распоряжения — словом, документацию двумя пальчиками. На работе устают, дома заниматься не хотят… Можно учиться на работе, но руководство не понимает полезности приобретения этого навыка и возражает, чтобы сотрудники проходили «СОЛО». А ведь у нас есть сетевая версия, специально предназначенная для фирм и организаций.
— Ваши «солисты» обязаны вам чем-нибудь?
— Мне никто ничего не обязан, меня и сама формулировка удивляет. Я пишу об этом везде, во всех своих материалах: никто ничего никому не должен! А если уж на демагогию переводить — это я им обязан, своим ученикам. Я их очень люблю, они удивительные люди, они поддерживают меня и помогают фирме. Но и я им ничем не обязан. И учить-то не обязан — мне просто хочется. Мне это доставляет радость. Другое дело, что мы проводим онлайн-экзамен, а в ближайшее время начнем вручать сертификаты об окончании нашей школы «СОЛО на клавиатуре».
— Что за люди работают в «ЭргоСоло»?
— Честные, интересные, общительные, добрые, отзывчивые.
— А почему у вас в штате, насколько я знаю, почти нет девушек — только юноши? С чем это связано?
— А с ними, на мой взгляд, легче, чем с девушками, работать. Они внимательнее, послушнее, да и психологически мне с ними проще: они менее обидчивые. В основном студенты МГТУ им. Баумана. Наши сотрудники часто выезжают на заказы — девушек, признаюсь, вечером не рискнул бы посылать в дальний район города доставлять и устанавливать «СОЛО». Кроме того, наша фирма круглосуточно работает. Опять же девушкам сложнее по ночам дежурить. Но у нас есть и представительницы прекрасного пола. Софья Владимировна Костюк (она делала английский вариант «СОЛО на клавиатуре» и отвечает за продвижение нашего курса за рубежом) проводит два раза в неделю с нашими сотрудниками занятия по английскому языку. Я надеюсь, что пройдет время и «СОЛО» обретет массовую популярность в дальнем зарубежье. Наши сотрудники должны научиться отвечать на звонки, письма на английском языке. Вот они и учатся.
— Вы могли бы, как Windows в своё время, продать за 50 дней 1 миллион копий?
— Свободно. Только дайте нам деньги на рекламу — о нас же многие не знают. Дайте нам деньги, чтобы мы могли платить достойно сотрудникам фирмы. И дайте нам деньги, чтобы мы могли сделать еще несколько вариантов программы — на разных языках, для людей разного возраста (малышей, школьников, студентов, женщин, для пенсионеров, ибо у них особая психология), для холериков и флегматиков, сангвиников и меланхоликов… Я повторяю: наш офис работает в круглосуточном режиме. У нас телефонную трубку берут максимум на второй звонок. Мы отвечаем на каждое письмо (не робот, а сотрудник!). Оказываем методическую помощь школам, проводим конкурсы, ведем два сайта в Интернете. Я рискну заявить, что мы — лучшая фирма среди софтверных компаний по отношению к тем, для кого мы работаем, — я говорю о наших учениках, о «солистах». Я так хочу, чтобы каждый человек умел набирать слепым методом, чтобы каждый человек стал в этой жизни солистом во всех смыслах этого слова.
И, чтобы Вы улыбнулись, два анекдота.
Первый:
Некий человек увидел в лесу дровосека, с большим трудом пилившего дерево совершенно тупой пилой. Человек спросил дровосека:
— Уважаемый, почему бы вам не наточить свою пилу?
— У меня нет времени точить пил — я должен пилить! — простонал дровосек…
А теперь второй, мой любимый:
Уменянаклавиатуресломаласьклавишапробелапомогитенезнаючтоделать…
Оставить комментарий
Ваш комментарий будет опубликован после модерации.