Из чего выбираем?
Зачем нам столько динамита, если запалов нет?!!!
Революционер Грин из к/ф «Статский советник».
|
Спросите своих детей (а дети пусть спросят родителей), какие профессии они знают? Перечислите их, а еще лучше запишите! Все, сколько вспомните.
Теперь посмотрите на то, что у вас получилось.
Это ваш выбор? Из ЭТОГО вы можете выбирать?
Как вы думаете, а о скольких профессиях вы НЕ знаете? А на сколько процентов вы представляете содержание известных вам? Напишите эти цифры на бумаге. Теперь сравните их со следующими.
Только принципиальных направлений в мире профессий можно выделить около 80-ти. Самих профессий в Международном классификаторе имеется 15000. В российском классификаторе их 7252, а, например, в Канадском — 25000. Причем следует обратить внимание на то, что, с одной стороны, существует классификация профессий на рынке труда, а с другой — есть перечень профессий, по которым ведется обучение. Эти два классификатора не идентичны. Количество профессий обучения намного ниже и колеблется по странам от 250 до 350.
Логично предположить, что именно среди этого множества и находится та самая, ВАША профессия. Нужно только правильно её выбрать! Т.е. чтобы она соответствовала вашей ЦЕЛИ.
Сразу открою вам страшную тайну: из этих профессий профессию выбрать НЕЛЬЗЯ! Т.е. вы можете, конечно, её выбирать… но выбрать её НЕЛЬЗЯ!
Почему?
Предположим, что можно выбрать профессию из списка, предварительно подробно познакомившись с ней по описанию. Как вы думаете, сколько нужно времени изучать описание профессии, чтобы сделать обоснованный выбор? Насколько подробным должно быть такое описание, чтобы по нему возможно было соотнести свои потенциальные возможности с требованиями к ним профессии?
Предположим, что такие подробные описания есть. Отведем по два часа на подробное изучение каждого (ах, если бы все было так просто!). Даже если нам принять во внимание хотя бы три тысячи профессий (а не 7000 и не 15000), среди которых вероятно находится одна наша, то только на изучение всех описаний понадобилось бы 6000 часов. Если заниматься их изучением по 8 часов в день, то 3000 описаний можно изучить за 375 дней. Практически год, без выходных и праздничных дней.
Получается глупость.
А получается она потому, что мы предположили, будто то, что содержится в классификаторах — это профессии и из них можно выбирать. На самом деле все это не профессии, а «квалификационные характеристики» дословно, ярлыки, которые нужно навесить на то, чем занимается конкретный человек на конкретном производстве или должности. Потому что если эти ярлыки не навесить, то, как определить, кто кем является и чем должен заниматься? И что ему писать в трудовую книжку?
Чтобы окончательно закрыть вопрос о «профессиях» из разного рода классификаторов, приведу несколько примеров таких «характеристик». Вот пример по Российскому классификатору:
1. Должности руководителей: (заметьте — «должности», кто-нибудь из вас мечтал о должности, а не о профессии?) Главный инженер; Главный конструктор; Главный металлург; Главный метролог; Директор гостиницы (директора… — это уже больше похоже на профессию);Директор котельной; Директор типографии; Заведующая машинописным бюро (интересно, почему не «заведуюЩИЙ»?); Заведующий архивом (интересно, почему не «заведуюЩАЯ»?); Заведующий бюро пропусков; Заведующий камерой хранения (ну, чем не мечта?); Заведующий канцелярией; Заведующий копировально-множительным бюро; Заведующий общежитием; Заведующий производством (шеф-повар) и т.д.
А вот интересные «профессии» из Государственного классификатора Украины. Это самые настоящие профессии в том виде, в каком они должны вписываться в трудовые книжки. Перед каждым названием — цифровой код.
10358 Аппаратчик мокрой классификации; 10455 Аппаратчик ориентации органического стекла; 20157 Артист ритуальных услуг; 11427 Вздымщик; 11435 Вивщик колец; 11502 Выбивальщик мягкой тары; 11526 Выгребальщик костров; 20843 Главный обогатитель; 20981 Главный специалист по технике консервации телевизионных программ; 11813 Делильщик кружев; 11816 Демонстратор пластических поз; 21731 Диспетчер по рулению; 11853 Доводчик-притирщик; 11883 Долбежник; 12071 Заготовщик черни; 12203 Запарщик коконов; 12271 Зубополировщик деталей часов…
Есть из чего выбрать? Конечно, второй список — это рабочие специальности, но ведь по ним люди тоже работают. Не всем же быть служащими. Вот только можно ли себе представить такую мечту: быть профессиональным выбивальщиком тары?
Какой можно сделать вывод из анализа всего этого «профессионального многообразия»?
Вывод следующий: выбор из многообразия профессий — это миф!
Нет этого выбора, потому как выбор из профессионального многообразия в принципе невозможен!
Неожиданно, правда?
Да, в жизни есть тысячи профессий, но ВЫБРАТЬ ИЗ НИХ ни одну нельзя! Это не список блюд в столовой.
К профессии (Своему Делу) можно только прийти! Но в начале пути нельзя сказать, к чему конкретно вы придете.
Возникает закономерный вопрос: если нет выбора профессий, то, что же тогда есть?
Отвечаю: Есть выбор из ваших конкретных жизненных обстоятельств! и у каждого они свои!
Перечитайте и осмыслите еще раз абзац выше.
Что входит в эти конкретные жизненные обстоятельства?
Наверняка многие из вас уже догадались!
Ура! Мы на пути к ясности!
Чувствуете, как меняется жизненная картина?
Вот ваши обстоятельства:
ваш возраст. В принципе, в 8—12-16—25-30 и т.д. лет у вас разные возможности для дальнейшего обучения или работы. Это обусловлено как принятыми в государстве и обществе законами, так и просто физиологическими особенностями вашего организма по мере взросления;
ваш пол;
ваши успехи в школе, во внешкольной деятельности, на работе и т.д.;
авторитет и сила влияния на вас ваших близких — родителей (детей), братьев, сестер, отдельных личностей — одноклассников (сослуживцев), учителей, непосредственных начальников и т.д.;
ваше здоровье;
ваше место и условия проживания;
ваше семейное положение;
ваши жизненные успехи и неудачи, которые вы расцениваете, как значимые для вас;
уровень вашей финансовой свободы (вашей семьи);
уровень вашей образованности;
масса конкретных факторов, которых может не быть ни у кого другого: начиная от присущего только вам тембра голоса, до наличия личного автомобиля…
Этот список можно бесконечно конкретизировать. Но не будем уподобляться упомянутым выше классификаторам, ими есть кому заняться. Главное, чтобы вы уловили суть.
Для углубления понимания можете расспросить нескольких своих знакомых постарше. Расспросите их, что повлияло на ключевые решения в их жизни? Как они выбирали, куда пойдут учиться? Почему они поступили в одно учебное заведение и не поступили в другое? Почему они выбрали устраиваться именно на эту работу, а их на нее не взяли, а взяли на другую? Как они впервые познакомились со своей половиной (мужем, женой) и т.д.
Возьмите любое событие в своей жизни и проанализируйте, в результате чего оно произошло. Проявите имевшие место причинно-следственные связи! И вы поймете, насколько разное значение могут иметь одинаковые факторы, детали, в жизни разных людей.
Поэтому, У КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА СИТУАЦИЯ ВЫБОРА СВОЯ! И выбираем мы свои действия, из тех, что считаем для себя возможными в наших конкретных обстоятельствах.
Если у нас есть ЦЕЛЬ, то наш выбор соответствует направлению достижения ЦЕЛИ. Если цели нет, то выбор, как правило, останавливается на более простом действии и в результате человек становится заложником обстоятельств, т. к. теперь именно обстоятельства будут определять его дальнейшие действия в виде самого простого действия. Сам же «выбирающий» находится в «счастливой» иллюзии, что выбор делает именно он.
Яркий пример такой тактики, когда молодые люди и их родители перед поступлением в ВУЗ анализируют прошлогодние проходные баллы в эти заведения. Намереваясь идти туда, где проходной балл и конкурсы были наименьшими. По сути, они НЕ выбирают. Т.к. все их действия направлены только на поиск информации: где проходной балл и конкурсы были наименьшими.
Другой пример. Подросток, с крайне плохой успеваемостью, о котором говорят «балбес, но работать может», оканчивает девятый класс. Дальше учиться он не хочет, да и учителям «тянуть» его дальше совсем интереса нет. Что он будет делать дальше? — Постарается поступить в какое-нибудь ПТУ. Кое-как отучится, приобретет рабочую специальность. Годик поработает и пойдет в армию. После армии, возмужавший и окрепший, хоть и с потоптанной армейскими сапогами душой, вольется в гражданскую жизнь и будет работать по полученной до армии специальности.
Если не вдаваться в нюансы, то примерно так, по шагам очень часто и происходит со многими. Это по тактике «без выбора, а по простейшим, очевидным действиям».
Теперь добавим всего одну, но очень важную составляющую в этот сценарий. По школе парень, может, и был «балбесом», но вот интерес в своей ПТУшной профессии он для себя нашёл. Стал столяром-краснодеревщиком. (И это уже реальная история начинается — в одной из школ мне ее рассказали.) Так вот, закончив это свое ПТУ и поработав месяц-другой на отечественных хлебах, он взял, да и поехал (со своей профессией) на работу за границу. Через два года он вернулся. Квартиру купил. Теперь, с наработанным опытом здесь Своим Делом занимается…
Читается как сказка. А всего-то, интерес в начале у человека проявился…
Кстати, я сам когда-то, чтобы не терять год перед армией (в которую очень хотел попасть, но это уже другая история) поступил в училище на специальность резчика по дереву. Не скажу, чтобы я очень хотел им стать, можно сказать, что совсем не хотел. Это правда. Просто на тот момент это было для меня как раз то самое очевидное и простое действие — умею рисовать немного, вот и поступил. А чего глобально хотел, и сам не знал. Было только ближайшее желание — в армию поскорей, в ВДВ. Вот что-что, а с парашютом прыгнуть с шестого класса мечтал — точно помню. Так вот, из нашей группы человек в двадцать пять, трое умели резать и весьма неплохо еще ДО училища. (Их работами училище затем очень гордилось: «Вот каких мастеров воспитали!») Еще человека три «пару раз пробовали резать в школе», остальные же, точно как и я, пошли в училище, потому что надо было куда-то идти. (Нашими работами в дальнейшем гордились только наши родители).
В результате, за год учебы те, кто умел резать раньше, стали резать лучше, а те, кто вообще представления не имел — получили его. Зато и первые и вторые в равной степени хорошо освоили другие «смежные» специальности — землекоп и оператор бетономешалки. Потому, как и до, и после нас училище расширялось — строилось. А зачем строителей привлекать, если своих «свободных» рук полно?
Чего добились мои одногруппники в выбранной профессии в дальнейшем? Десять лет спустя, после окончания училища я позвонил своему товарищу, с которым мы жили в одной комнате в общежитии. Он как раз был из тех мастеров, которые пришли «доучиваться» так сказать, в училище, т. к. занимались уже резьбой и раньше. Конечно, он рассказал мне о своих достижениях: сначала была своя мастерская, потом он построил пилораму (где у него работали 12 человек). Дом 3-х этажный построил. Женился. Дети есть…
Из тех, кто пришел в училище «по очевидности», (из тех, о ком я узнал) никто на поприще резчика-столяра себя не проявил. Максимум, в похожем направлении, нашел себя другой мой товарищ (не доучившийся тогда в ПТУ). Нашел себя в архитектуре, окончил ВУЗ и теперь в нем работает.
Кстати, уже после армии, я освоил специальность столяра за два(!) месяца, в мастерской частника. Двери, балконные и оконные рамы — ничего из этого нас в училище делать не учили. А здесь — за два месяца на хорошем уровне. И уже есть заработок на учебу в столице… К этому времени как раз оформилась в представлении конкретная желаемая специальность — психолог.
А вот вы уже и читаете эти строки …
Оставить комментарий
Ваш комментарий будет опубликован после модерации.