Поступаем в Учебное Заведение!
Во французской стороне, на чужой планете
Предстоит учиться мне в университете.
До чего тоскую я, не сказать словами.
Плачьте ж милые друзья горькими слезами
(«Песенка студента»)
|
Сегодня (24.03.05) был на родительском собрании в одной из минских школ. Тема собрания «Много профессий, хороших и разных!» Представительница отдела профориентации молодежи в течение получаса подробно рассказала родителям старшеклассников, какие существуют учебные ступени в образовании, какие сейчас особенности приема, какие конкурсы были в прошлом году, какие документы нужно иметь
и т.д. и т.п. После чего представители из двух профтехучилищ поведали о преимуществах своих учебных заведений:
Каждый из трех выступающих, говоря о поступлении в училища, «обронил» информацию, что из тех, кто поступает, особым предпочтением будут пользоваться те, кто помимо всех прочих достоинств или недостатков в виде проходного балла, будет иметь
таланты! Да, да! Так и сказали: «таланты». Или хотя бы один. Ну, там, поёт хорошо, или рисует красиво. Да мало ли какими талантами наша земля белорусская богата! При этом счастливые обладатели этих самых талантов будут участвовать в разных конкурсах, которые сейчас регулярно проводятся в республиканском масштабе: «И победители у нас были: 1-е, 2-е места занимали!..» И такая гордость в голосе говоривших была слышна!..
Люди! Если дети, учась в торговом и строительном училищах, таких результатов в искусстве добиваются, то может быть эти училища лучше перепрофилировать? Все равно их выпускники добиваются больших результатов в песне, чем в строительстве или торговле. Или детям надо в другие училища поступать?
Возникает вопрос: зачем? Зачем старшеклассники с одними талантами идут туда, где по определению учат другому? И ведь они же, те, кто развил в училищах свои таланты, не связанные с основным предметом учебы, добиваются в итоге успеха! Снова вопрос: чему может научить училище, где успеха достигают ученики не по заявленному профилю?
Если вы, молодой человек (или барышня) решили поступать в учебное заведение, или вы, уважаемый родитель, решили помочь им в этом важном деле, то ответьте, пожалуйста, самим себе на два простых вопроса: «почему именно в это?» И, «зачем?» («чтобы что?»)
Ответьте, ответьте! Вслух можно не говорить. Можно про себя, но честно!
Если ответ: потому, что в этом УЗе (Учебном Заведении) учат той профессии, которой вы хотите посвятить свою жизнь, то тогда, поздравляю вас! Вы на верном пути, т.к. знаете, чего хотите. Пусть даже и не «жизнь посвятить», но хотя бы «интересно» тоже отличный мотив.
Любой другой ответ («сюда легче поступить», «с моим аттестатом только сюда и возьмут», или даже «вуз престижный, на меньшее я не согласен(на)», и т.п.) будет говорить о том, что в данный момент в жизни у вас одна цель поступить!
«Как поступить?» «Как пристроить своего ребенка?» «Ах, какое сейчас дорогое платное отделение, но что делать, будем платить!.. Ведь надо же ребенку образование дать!» Вот основные темы для обсуждения между родителями детей выпускных классов. Причем процентов 80 из них мамы. И они искренне хотят помочь своим детям. Они молодцы.
Вот только зачем? для чего? Почему они говорят постоянно про средство, а не про цель? Получение образования это средство! О цели же подавляющее большинство родителей и соответственно детей не задумываются. Потому как это же самое большинство уверено, что «поступление это сейчас цель».
Как вы думаете, какая цель будет следующая?
Нет, не закончить учебу. Худо-бедно, но закончат почти все.
Следующая цель будет, трудоустроится. Для некоторых она обозначится сразу по окончании УЗа. Для других после окончания плюс двухгодичная отработка.
Еще эту цель можно по-другому сформулировать: «Куда теперь податься с тем, что есть?» Типичный вопрос выпускника. Особенно если во время учебы у него была цель «доучиться и получить диплом».
Именно на таких «учащихся» в настоящее время целая индустрия, зарабатывает деньги. Что за индустрия?
Во-первых, сами учебные заведения, многие из которых берут «столько платников, сколько могут переварить».
Во-вторых, огромный оборот набрала махина по выпуску всякого рода «пособий по тестированию» и «пособий для поступающих». Поговорите с продавцами на книжных ярмарках, во сколько раз вырос ассортимент учебной литературы. Раз в 10, по сравнению с ассортиментом трехлетней давности. Появились «Решебники» практически по всем школьным предметам (даже по литературе!). Т.е. функция ученика сводится только к тому, чтобы правильно переписать уже решенное добрым дядей домашнее задание.
В-третьих, огромный рынок разного рода репетиторов, и помощников, готовых за N-ную сумму написать для вас контрольную, курсовой, диплом: Недавно обнаружил в газете подобное объявление с номером государственной лицензии! Представляете? Теперь, даже официально, по лицензии можно решать контрольные и писать за студентов курсовые!
В-четвертых, еще в прошлом, 2004-м году мной был обнаружен в Интернете сайт, где совершенно открыто, продавались результаты Единого Государственного Экзамена. На сайте очень подробно была расписана эта услуга: как и за сколько можно приобрести эти результаты, как правильно ими воспользоваться. А также познавательная информация: во сколько обошлось купить эти результаты у чиновников и отчет о предыдущих результатах работы этого сайта сколько из купивших результаты успешно сдали экзамены в прошлом году, а кто не сдал почему, неправильно списали или неверно заполнили бланки: При этом авторы сайта совершенно открыто заявляли: «Да ребята, это наш бизнес, мы на вас зарабатываем! Не хотите не покупайте, кто хочет пожалуйста!»
Для тех, кто еще считает окончание учебного заведения целью, привожу следующую информацию. Источник: Республиканская конференция по профориентации в декабре 2003 года.
Итак
в настоящее время во всех вузах Республики Беларусь (вместе с коммерческими) обучается более 300000 человек.
Прогноз потребности государства в специалистах с высшим образованием на 2005-2015 годы 18545 человек (!)
обучается/потребность 300000/18545 = разница в 16 раз
Из них: гуманитарные науки потребность 35 человек, на дневном отделении обучаются 2200.
обучается/потребность 2200/35 = в 63 раза
Естественные науки потребность 30 человек, на дневном отделении обучаются 2000 человек.
обучается/потребность 2000/30 = в 67 раз
Экономические науки, экономика и управление потребность 2500 человек, на дневном отделении обучаются 14 800 человек + остальные 10 000 человек (заочное обучение, курсы переподготовки)
обучается/потребность 24800/2500 = в 10 раз
Потребность в специалистах со средним специальным образованием (ссуз) 10 270 человек.
В настоящее время на дневном отделении обучаются 37 126 + 20 000 в коммерческих УЗах.
обучается/потребность 57126/10270 = в 5.5 раза
Есть над чем подумать, правда?
Что у нас получается?
Получается, что сфера образования у нас, это чей-то очень удачный бизнес-план. И, если вы, после окончания учебного заведения стали перед вопросом «куда податься?», то это означает, что процентов 90 своих времени, сил и финансов за время учебы вы потратили зря. Оставшиеся 10 полезных процентов приходятся на умения пользоваться литературой в библиотеке (для тех кто, рефераты и курсовые сам писал). И еще на некоторую познавательную информацию из курса по специальности, которая, пусть на уровне теории, но может вам в дальнейшей жизни пригодиться.
Разумеется, есть из этого правила исключения на уровне некоторых отдельных личностей и отдельных факультетов, для которых КПД потраченных за эти годы усилий выше 50%. Но они, в силу своей малочисленности исключения.
Продолжение следует
Оставить комментарий
Ваш комментарий будет опубликован после модерации.