Что ищем?
Зайца не видали?
Зайца?
Зайца!
Такого серенького?
Серенького!
Хвостик пупочкой?
Пупочкой!
Нет, не видел!!!
(Диалог из мультфильма)
|
Прежде чем выбирать, давайте определимся, что же мы ищем. Что это за зверь такой «профессия»? Почему его так трудно найти? И, даже обладая многими её приметами, немногим удается в результате сказать: «Да, это она, моя профессия!»
Попробуйте отложить книгу в сторону и дать самим ответ на этот, не такой уж и простой, вопрос что такое «профессия»? Интересный вариант может получиться, если ответ на него одновременно напишут родители, и их дети. Сделайте это и, сравнив свои ответы, вы получите интересную информацию для обсуждения.
Словарь, например, говорит, что: «ПРОФЕССИЯ (лат. professio, от profiteor объявляю своим делом), род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования».
Другими словами, профессия, это когда вы определенным образом трудитесь. А до этого (чтобы этим определенным образом трудится) вы готовились и теперь, с этого, вы сможете, возможно, существовать. Т.е. вас прямо сейчас предупреждают, что благодаря своей профессии вы, возможно и сможете существовать. Но не факт. Очень проницательная формулировка! И она вполне отражает действительность.
Родители, спросите своих детей, какую бы профессию они себе пожелали. Не конкретно, какую, а признаки её. Почти каждый ребенок скажет: «интересную», затем, по рейтингу, «чтоб денег много можно было заработать», и следующий по цитируемости ответ «не знаю». Причем с возрастом от ребенка к подростку первый и второй признаки часто меняются местами. Прозвучат еще формулировки «престижную» и указания на связь с конкретными предметами: иностранными языками, компьютером, математикой и т.д. В старших классах школы прозвучат уже профессиональные направления: экономика, юриспруденция, искусство и т.д. Но заметьте, что бы не звучало, определяющим всегда является интерес. Т.е. речь всегда идет о том, что привлекательно, интересно. И счастливы те, кому удается это найти в своих будущих занятиях.
Увы, с возрастом, а точнее с дальнейшим ходом жизни, интерес в работе из определяющих признаков перемещается на самое последнее место. А уступает место он, как правило, заработку, а то и просто возможности работать пусть и за небольшие, но деньги.
Почему так происходит, мы разберемся чуть позже, а сейчас ответьте, пожалуйста, сами на главный вопрос: чего вы желаете для себя (ваших детей) в идеале?
Очень многие взрослые на такую постановку вопроса поспешат возразить: «в идеале не бывает!», тем самым уже заранее оправдывая свои невысокие достижения. И лишь не смущенные сложностями самостоятельной жизни подростки и дети легко дают волю своим мечтам.
А в идеале, каждый желает себе интересной жизни. Жизни насыщенной различными впечатлениями, результатами (материальными и НЕ материальными). Каждый хочет новых впечатлений и достижений, что по сути можно назвать желанием развития. Ведь именно процесс личностного роста приносит в жизнь новые впечатления и достижения. А т.к. бóльшую часть своего времени взрослые отдают работе, а молодые юноши и девушки его посвящают учебе, то и работа первых и учеба вторых должны отвечать этой цели развитию. Только в этом случае возможны интерес, развитие, результаты, и снова интерес, дающий импульс к дальнейшему развитию.
«А как же деньги, заработок?» спросите вы. Деньги один из эффектов развития (труда). И первая ступенька в трудовом развитии научиться их зарабатывать. Есть результаты труда есть деньги (есть развитие).
Но что же дальше? Дальше больше! Нет, не денег, хотя и их тоже, но они тогда станут уже не столь значимыми. Вернемся к слову «профессия» от Рrofiteor (лат.) «объявляю своим делом».
Чувствуете в этом «объявляю своим делом» уверенность и устремленность намерения того, кто так заявляет? Чувствуете заявленную в этой формулировке ответственность? Чувствуете значительность дела, и готовность посвятить ему всего себя? Прочувствуйте это выражение на вкус, примерьте его к себе. Проникнетесь, каково это, заявить: «Объявляю Своим Делом!» Ощутите эту фразу во всей её полноте и тогда, через окружающий туман неопределенностей перед вами забрезжит образ Вашего Дела. О котором можно будет также сказать, что это и есть ваша профессия. И пусть в этом образе пока не видны конкретные детали, но прочувствовать его можно и нужно сейчас. Именно это ощущение желаемого Своего Дела, предчувствование себя в нем, предвкушение радостного труда и достижения поставленных целей, именно это чувство пусть станет для вас теперь компасом, индикатором правильности направления дальнейших ваших шагов в поиске конкретных вариантов приложения своих усилий.
Определенно, смысл, заложенный в самом латинском слове «Объявляю Своим(!) Делом» куда ближе по сути к предмету наших поисков, чем последующая «отечественная» трактовка. Ведь «человек-занятый-Своим-Делом», это нечто гораздо большее, чем «человек-зарабатывающий-деньги». Потому что для второго деньги являются главной, а зачастую даже единственной целью, качество которой может увеличиваться лишь с числом нулей в цифре заработка и следующими за ними материальными благами. Для первого же, занятого Своим Делом, его занятие является одновременно и способом заработка, и способом саморазвития, и средством улучшения жизни окружающих людей, т.к. любое Дело является процессом развития и улучшения чего-либо для кого-либо. Например: врач улучшает здоровье своих пациентов, строитель улучшает условия жизни людей, специалист по продажам делает легкодоступными для приобретения различные товары, учитель помогает развиваться духовно и интеллектуально и т.д.
Таким образом, цель «выбрать профессию» необходимо переформулировать более точно, а именно, найти Свое Дело, которое даст не только средства к существованию, но и вовлечет в творческое развитие умений и способностей, принесет пользу окружающим людям, даст ощущение полноты жизни и радости достижений.
Продолжение следует
Оставить комментарий
Ваш комментарий будет опубликован после модерации.