Виртуальный рай
«Мария, хватит пугать нас Всемирной паутиной! Чего бояться мне, рядовому пользователю, если я никогда в жизни не плясала пьяной боссонову на столе, размахивая лифчиком и умоляя подруг снять танец на видео, чтобы завтра все выложить на YouTube? И ни разу не взламывала банкоматы, желая стырить оттуда чужие доллары. Ну и с чего мне паниковать, слушая по телику признания Сноудена о том, что спецслужбы про нас знают все! Пусть! Зачем им я и мои маленькие тайны, сами подумайте?»
Ольга Ц.
Здравствуйте, Ольга! Давайте думать вместе. «Бесплатно! Свободно! Только для Вас!» Если этот соблазнительный лозунг не висит на главных страницах таких интернет-монстров, как Google, eBay, Facebook, Skype, Amazon и прочие, то только потому, что мы и так убеждены в этом. Едва проснувшись, мы включаем компьютер, чтобы тут же узнать, как спала планета в эту ночь — все новости, мгновенно и бесплатно, нам к чашке кофе. Затем мы проверяем почту и, не платя ни цента, раскрываем письма с другого конца света, а потом так же, не тратя ни копейки, рассылаем свои послания. Мимоходом заглядываем в полюбившуюся соцсеть: «Привет! Я тут загрузила фотки, глянь!» Днем, где бы мы ни были, кем бы ни работали, мы обязательно зайдем на кучу сайтов, озадачим поисковики разыскиванием нужного, получим тьму информации во всех ее видах, из любой точки мира, тоже, естественно, даром. Отправим свою инфу в Сеть. Вечером — святое дело! — уютно устроившись перед Скайпом, за просто так поболтаем с одинокой тетушкой из Мариуполя и старым приятелем в Балтиморе, узнаем новости друзей в Facebook, разместим длиннющий пост в ЖЖ, отсмотрев последний показ мод, помечтаем о Париже, рассматривая цены на авиабилеты и отели, расстроенно сцепимся со старым недругом в ЖЖ, и все это, заметьте, по-прежнему на дармовщинку! Где, где живет та добрая душа, что безвозмездно простирает над нами этот виртуальный рай, в котором все наши желания исполняются мгновенно и за прекрасные глаза, стоит только кликнуть! Кто тот неведомый благодетель, что создает и содержит — гектарами! — мощнейшие сервера, хранящие для нас всю информацию, оплачивает электростанции, неустанно генерирующие пожираемую этими серверами энергию. Тянет медное и сверхскоростное оптоволокно: тысячами тысяч километров — над землей, под землей и даже под водой. Строит гигантские маршрутизаторы, узлы связи, соединяющие разные части Сети воедино. Возводит крупнейшие Дата-центры, хранящие и обрабатывающие данные. Запускает космические станции, обеспечивающие беспроводную связь. Оплачивает труд всех, кто, не покладая рук, обслуживает огромное хозяйство — технически, программно, интеллектуально. Кто тот добряк, что так щедро раскинул над нами Сеть? Где то золотое дно, из которого он неустанно черпает средства для оплаты своих щедрот? И не обмелеет ли сокровищница неведомого добродея от того, что нас уже так много — четверть планеты! — запуталось в Интернете?
Нет, не обмелеет.
«Он зарабатывает столь нужные нам миллиарды долларов на рекламе!» — догадливо выдохнем мы, взглянув на скромную ленточку в Facebook. У меня это будет: «Высказывания святых отцов» и «Паломничество по монастырям». У подруги: «Срочно скинуть лишние кг» и почему-то «Идеальный мужчина: свидания с гарантией», у вас, возможно: «Последние новинки Mercedes-Benz». Вот с этого поразительного различия и начнем распутывать загадочнейшую тему: экономика Всемирной паутины.
«В обычном магазине невозможно настроить прилавок под каждого клиента. Ведь нельзя мгновенно все обежать и переставить мебель, полки так, чтобы на первом плане оказалось именно то, что нужно вам. Зато в магазине on-line cделать это просто, — хвастается гендиректор и основатель крупнейшего интернет-магазина Amazon Джеф Безос. — Надо только понять, чего вы хотите. Для этого мы должны знать о вас все!» Сегодня это главный лозунг любого торговца.
Полная прозрачность — вот чем мы платим за бесплатный интернет
Итак, к примеру, вы решили купить новую кровать: необязательно в Amazon, а там, где будет удобнее, и, желая предварительно ознакомиться с ассортиментом, вы набираете в поисковике искомое слово, заходите на сайт из верхней строчки. Пока вы рассматриваете образцы: шикарная «Ночь Клеопатры», поскромнее «Японская гейша», демократичная «Студенческая», сервер, на котором расположен сайт, отправляет вам так называемые Cookies (дословно, «печенье») — крошечные файлы, идентифицирующие ваш компьютер и отныне повсюду следующие за вами. Информацию о ваших перемещениях в Сети Cookies будут передавать серверу. Пусть ваш интерес был мимолетен, и вы мгновенно закрыли страничку, заметив: шеф видит, что вы заняты чем-то посторонним. Притупить бдительность начальства нетрудно, проскочить сквозь дырки Сети почти невозможно: в ближайшее время вас измучают рекламой кроватей, альковов и прочих будуаров. И так с каждым сайтом — за то, что мы ими поинтересовались, они одаривают нас «печенюшками», шпионящими за нашим серфингом по Сети. Продвинутые пользователи регулярно чистят свой браузер от прилепившихся куков, но давно уже созданы так называемые Flash cookies, удалить которые со своего компа невозможно. «Если вы что-то ищете, вы по определению сообщаете нам, чего хотите». Сие гениальное прозрение Сергея Брина и Ларри Пейджа, создателей еще одного монстра Сети — поисковика Google, превратило эту сначала абсолютно научную компанию во влиятельнейшую и богатейшую корпорацию мира. Как? Магазин мебели, разместивший свой сайт в Интернете, торгует кроватями, и это понятно. Amazon, гигант торговли on-line, торгует почти всем: от зубных щеток и редких книг до новейших моделей айпадов и айфонов. Но чем торгует поисковик? Ответ прост: нами.
Понимание того, что наш интерес к какой-либо информации — ходовой товар, совершило переворот в рекламном бизнесе. Его значимость сопоставима с открытием Брином и Пейджем самого алгоритма поиска нужной веб-страницы среди миллионов сайтов Всемирной паутины. Вы набираете в строке поиска «Святые отцы про беснование», или «здоровое питание», или «купить машину», и Google, осчастливив вас шпионами-печенюшками, тут же начинает продавать вашу заинтересованность рекламодателям. И это еще не все. «Так устала, хочется моря, ласковой волны, солнца», — пишете вы знакомой на мыло. «Он меня бросил! Мне плохо! Приезжай! Давай встретимся сегодня где-нибудь в городе!» — просите в следующий раз подругу. Только растрепанность чувств может помешать вам заметить, что в углу вашей страницы на мыле тут же появится реклама турагентств и адреса кафешек, в которых можно уютно посидеть вечерком. Цена даровой почты — отсутствие приватности. Текст ваших писем сканируют: «для вашего же удобства, чтобы знать, какие услуги мы можем вам предложить». За бесплатный Интернет мы расплачиваемся информацией о себе. Причем досье на себя мы собираем сами: не щадя зрения, не боясь грядущей атрофии мышц, дни и ночи напролет, забивая сервера в Mountain View, штат Калифорния, интимнейшими сведениями о себе и близких. И Сеть вожделенно засасывает все, что мы ей сообщаем. Самый прибыльный бизнес сегодня — не производство кроватей или сверхновых автомобилей, да и вообще не производство чего бы то ни было. Самый прибыльный бизнес сегодня — продажа информации о нас. Кто и как использует потом эти бесценные сведения? Неизвестно. И уж точно от нас это уже не зависит. Матрица еще не создана, но ты уже попался, Neo.
Оставить комментарий
Ваш комментарий будет опубликован после модерации.