Клавиатурная гимнастика
Денис Сидоренко | 09.10.2009 |
От автора
Мысль о создании данных уроков возникла у меня после прохождения курса «СОЛО на клавиатуре» известного журналиста, психолога и педагога Владимира Владимировича Шахиджаняна.
Много лет я изучаю игру на различных музыкальных инструментах (гитара, контрабас, ударные, клавишные). Моя идея заключается в том, что при обучении машинописи необходимо включать в занятия элементы упражнений, которые исполняют музыканты, развивать независимость пальцев не только путём отработки сложных слов, словосочетаний и фраз. Нужно учитывать тот опыт, который приобретён авторами различных школ игры на музыкальных инструментах, ведь известно, что лучшие в мире пальцы — это пальцы виртуозов-музыкантов.
Возможно кому-то такая идея покажется неприемлемой, поскольку все упражнения на первый взгляд кажутся бессмыслицой. Я убедительно прошу не торопиться с выводами. Внимательно ознакомьтесь с упражнениями и Вы поймёте, что раньше такого на клавиатуре Вы не делали. А непривычные движения для пальцев являются лучшей тренировкой.
Впрочем, не буду Вас уговаривать… Вы всё сможете узнать сами.
Клавиатурная гимнастика
Необходимым условием быстрого и точного набора на клавиатуре является хорошая координация движений пальцев. Можно очень быстро набрать слово «дал», однако набор слова «чистосердечный» у многих может вызвать затруднение.
Изучая в течении многих лет игру на музыкальных инструментах, а также ознакомившись с трудами различных авторов по машинописи, я сделал вывод о том, что в процессе обучения машинописи слишком мало времени уделяется разработке гибкости пальцев и координации их движений.
Человек, который хоть раз начинал заниматься игрой на каком-либо музыкальном инструменте, помнит «эти НАДОЕДЛИВЫЕ ГАММЫ», часы нудных (на первый взгляд) занятий, монотонные упражнения.
Большинство людей считают, что «самый слабый» палец — это мизинец. На самом деле это не так. Мизинец очень подвижный палец, но уверенным и свободным его действиям мешает БЕЗЫМЯННЫЙ палец. Да, именно безымянный. Мы сутками пытаемся разработать мизинцы, не думая о том, что проблема кроется именно в безымянных пальцах.
Основой данных упражнений является своеобразное «исполнение» арпеджио на клавиатуре. Художественной ценности они не несут, на бумаге они выглядят странно, но пальцам всё равно, как они выглядят. Главным является то, что шаг за шагом, упражнение за упражнением мы добьемся НЕЗАВИСИМОСТИ ДЕЙСТВИЙ ПАЛЬЦЕВ.
Для успешного освоения упражнений необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:
1. Необходимы систематические и правильные занятия (желательно под метроном).
2. Лучше заниматься один час ежедневно, чем семь часов один раз в неделю.
3. Все технические трудности преодолимы, но успех зависит от метода и применяемых средств.
4. Следует избегать лишних и бесполезных усилий и движений.
5. Надо постоянно следить за своими движениями и набранным текстом, чтобы своевременно исправлять ошибки и улучшать своё мастерство.
6. Необходимо с самого начала заниматься внимательно, так как если будут усвоены неправильные привычки, ТО ИСПРАВИТЬ ИХ БУДЕТ ТРУДНО ИЛИ ДАЖЕ НЕВОЗМОЖНО!!!
Данные рекомендации пригодятся тем, кто уже знаком с азами компьютерного набора текста, выучил расположение букв на клавиатуре и стремится к новым горизонтам этого прекрасного искусства «Машинопись».
Основной ряд
Урок № 1. Последовательные действия большого, указательного и безымянного пальцев.
Добивайтесь равномерности движений. Не допускайте нарушения правильной постановки рук. Соблюдайте указанную последовательность действий пальцев. Повторяйте упражнение, добиваясь уверенных действий.
Упражнение 1.
од аы од аы од аы од аы
Упражнение 2.
до ыа до ыа до ыа до ыа
Упражнение 3.
одыа доыа одыа доыа
Упражнение 4.
адыо адыо адыо адыо
Урок № 2. Отработка независимости действий мизинца и безымянного пальцев.
Кисть руки должна совершать над основной позицией клавиатуры строго вертикальные движения, иначе пальцы могут потерять основную позицию при возврате на место после удара. Старайтесь избегать лишних движений.
Упражнение 1.
жыф жыф жыф жыф жыф жыф жыф жыф
Упражнение 2.
ыфж ыфж ыфж ыфж ыфж ыфж ыфж ыфж
Упражнение 3.
фыж фыж фыж фыж фыж фыж фыж фыж
Упражнение 4.
ыжф ыжф ыжф ыжф ыжф ыжф ыжф ыжф
Упражнение 5.
джы джы джы джы джы джы джы джы
Упражнение 6.
ждыф ждыф ждыф ждыф ждыф ждыф ждыф ждыф
Урок № 3. Увеличение подвижности указательных пальцев и мизинца правой руки.
Как известно, указательные пальцы и мизинец правой руки совершают наиболее сложные движения в процессе набора. Отработка уверенных движений этих пальцев будет способствовать увеличению ритма печати.
Ритм печати — это чередование ударов по клавишам через равномерные промежутки времени. Чем короче промежутки между ударами, тем выше скорость печати.
При работе на компьютере необходимо соблюдать определенный ритм, равномерно выполнять удары по клавишам. Лишь в этом случае можно добиться высокой скорости печати.
Удары по клавишам должны быть отрывистыми и несильными, но резкими, без задержки пальца на клавише, движение пальцев к клавишам соответствующей зоны — точными.
Упражнение 1.
апэж апэж апэж апэж апэж апэж апэж апэж
Упражнение 2.
эжап эжап эжап эжап эжап эжап эжап эжап
Упражнение 3.
ажпэ ажпэ ажпэ ажпэ ажпэ ажпэ ажпэ ажпэ
Упражнение 4.
эжпа эжпа эжпа эжпа эжпа эжпа эжпа эжпа
Упражнение 5.
жэжпап жэжпап жэжпап жэжпап жэжпап жэжпап жэжпап жэжпап
Урок № 4. Комбинированные движения пальцев.
Данные упражнения необходимо набирать неспеша, внимательно следя за точностью движений пальцев.
Упражнение 1.
лыдфжлвы лыдфжлвы лыдфжлвы лыдфжлвы
Упражнение 2.
вопыда вопыда вопыда вопыда
Упражнение 3.
оыдавлжф оыдавлжф оыдавлжф оыдавлжф
Нижний ряд. Сочетание нижнего и основного рядов.
Урок № 5. Отработка перехода пальцев из основной позиции.
Удары по клавишам нижнего ряда выполняются с основной позиции. Необходим изучить направления движений пальцев, а самое главное, запомнить расстояние до клавиш и направление удара. Для этого необходимо выполнять имитирующие удар движения. Удары по клавишам нижнего ряда выполняются опущенным вниз под ладонь пальцем.
Упражнение 1.
яв яв яв яв яв яв яв яв
Упражнение 2.
ыяа ыяа ыяа ыяа ыяа ыяа ыяа ыяа
Упражнение 3.
бдж бдж бдж бдж бдж бдж бдж
Упражнение 4.
южл южл южл южл южл южл южл южл
Упражнение 5.
сыяа сыяа сыяа сыяа сыяа сыяа сыяа сыяа
Упражнение 6.
чфвс чфвс чфвс чфвс чфвс чфвс чфвс чфвс
Упражнение 7.
лджюлджю лджюлджю лджюлджю лджюлджю
Упражнение 8.
фвмапа фвмапа фвмапа фвмапа фвмапа фвмапа фвмапа фвмапа
Упражнение 9.
чфбж чфбж чфбж чфбж чфбж чфбж чфбж чфбж
Упражнение 10.
южэжюб южэжюб южэжюб южэжюб южэжюб южэжюб южэжюб южэжюб
Верхний ряд. Сочетание верхнего и основного рядов.
Урок № 6. Увеличение подвижности пальцев левой руки.
Правила выполнения удара по клавишам верхнего ряда:
1. Руки находятся на основной позиции второго ряда. Подъем над основной позицией с выдвижением ударяющего пальца вперёд и вверх.
2. Удар выполняется подушечкой пальца. При этом рука не должна смещаться вперёд, чтобы при возврате назад не потерять основную позицию. Удары по клавишам третьего ряда выполняются за счёт выпрямления пальцев, но без смещения кисти вперед-вверх и в стороны.
3. После удара по клавише пальцы собираются вместе над основной позицией.
4. Неработающая рука во время удара должна находиться над основной позицией.
Упражнение 1.
пкеа пкеа пкеа пкеа пкеа пкеа пкеа пкеа
Упражнение 2.
пуыа пуыа пуыа пуыа пуыа пуыа пуыа пуыа
Упражнение 3.
пкв пкв пкв пкв пкв пкв пкв пкв
Упражнение 4.
цфв цфв цфв цфв цфв цфв цфв цфв
Упражнение 5.
выфцйв выфцйв выфцйв выфцйв
Упражнение 6.
цфйы цфйы цфйы цфйы цфйы цфйы цфйы цфйы
Урок № 7. Дальнейшее развитие пальцев правой руки.
Повторяйте каждое упражнение до тех пор, пока не почувствуете уверенность движений. Контролируйте удары по клавишам. Старайтесь избегать лишних движений.
Упражнение 1.
щлжд щлжд щлжд щлжд щлжд щлжд щлжд щлжд
Упражнение 2.
нжрж нжрж нжрж нжрж нжрж нжрж нжрж нжрж
Упражнение 3.
ъо ъо ъо ъо ъо ъо ъо ъо
Упражнение 4.
ъшдх ъшдх ъшдх ъшдх
Упражнение 5.
зщлд зщлд зщлд зщлд
Упражнение 6.
щжджщждж щжджщждж щжджщждж щжджщждж
Упражнение 7.
эдж эдж эдж эдж эдж эдж эдж эдж
Упражнение 8.
злдх злдх злдх злдх злдх злдх злдх злдх
Движения пальцев по всей клавиатуре.
Урок № 8. Клавиатурные «арпеджио»
Данные последовательности букв необходимо набирать спокойно и неспеша.
Постарайтесь расслабиться. Внимательно следите за правильностью движений пальцев.
Упражнение 1.
тдхд тдхд тдхд тдхд тдхд тдхд
Упражнение 2.
эшдь эшдь эшдь эшдь эшдь эшдь эшдь эшдь
Упражнение 3.
нлюъ нлюъ нлюъ нлюъ нлюъ нлюъ нлюъ
Упражнение 4.
мвцй мвцй мвцй мвцй мвцй мвцй мвцй мвцй
Упражнение 5.
екыч екыч екыч екыч екыч екыч екыч екыч
Упражнение 6.
фчуам фчуам фчуам фчуам фчуам фчуам фчуам фчуам
Упражнение 7.
ауыя ауыя ауыя ауыя ауыя ауыя ауыя ауыя
Упражнение 8.
южщл южщл южщл южщл южщл южщл южщл южщл
Упражнение 9.
сыпч сыпч сыпч сыпч сыпч сыпч сыпч сыпч
Упражнение 10.
ыячф ыячф ыячф ыячф ыячф ыячф ыячф ыячф
Упражнение 11.
ыуыс ыуыс ыуыс ыуыс ыуыс ыуыс ыуыс ыуыс
Упражнение 12.
дбош дбош дбош дбош дбош дбош дбош дбош
Упражнение 13.
рдьд рдьд рдьд рдьд рдьд рдьд рдьд рдьд
Упражнение 14.
ыпыв ыпыв ыпыв ыпыв ыпыв ыпыв ыпыв ыпыв
Упражнение 15.
уыя уыя шд. шд. уыя уыя шд. шд.
Упражнение 16.
выя выя выя выя выя выя выя выя
Упражнение 17.
бщ бщ бщ бщ бщ бщ бщ бщ
Упражнение 18.
сц сц сц сц сц сц сц сц
Упражнение 19.
вчфц вчфц вчфц вчфц вчфц вчфц вчфц вчфц
Упражнение 20.
южзд южзд южзд южзд южзд южзд южзд южзд
Надеюсь, что эта работа Вам понравится. Желаю успехов!
P.S. Комментарий Людмилы Аркадьевны, преподавателя очной школы «ЭргоСОЛО» :
Предложенная гимнастика просто великолепна. Особенно тем, что её придумал музыкант, используя свой опыт наработки виртуозных движений. Такие "бессмысленные" экзерсисы я даю своим студентам постоянно. Гаммы, арпеджио, аккорды, легато и стаккато - все эти музыкальные термины в полной мере годятся для школы "игры на клавиатуре компьютера".
Мои замечания состоят в следующем:
1. Метроном - спорный помощник в обучении печати. Слова имеют разный музыкальный ритм, к которому есть смысл прислушиваться и за которым стоит следовать. Метроном здесь будет только мешать. Применять его можно только в специальных тренажёрах.
2. Правила ударов пальцев по клавишам из одной позиции годились для печатной машинки. Теперь они устарели. Современный подход к движению - это активное перемещение расслабленной кисти вместе с предплечьем в направлении левого верхнего угла клавиатуры. При этом, например, перемещение указательных пальцев на "н" и "е" происходит плавно, по скобке: два движения (по горизонтали и по вертикали) складываются.
3. Постановку рук обязательно следует осуществить вместе с наставником. Это будет продуктивнее, да и ошибки, которые "трудно исправить", просто не появятся.
Комментарии
- 2009-10-15 10:22:09 — Сидоренко Денис
Уважаемая Людмила Аркадьевна!
Для меня большая честь, что такой человек, как Вы, обратил внимание на мой труд.
Большое Вам спасибо за замечания!
Крепкого здоровья всему коллективу "ЭргоСоло"!
- 2017-08-15 09:53:45.90097 — Уалентов Всеволод
Большое спасибо за предоставленный материал.
Оставить комментарий
Ваш комментарий будет опубликован после модерации.