СОЛО на клавиатуре

Компьютерная грамотность как часть общей культуры

www.ccm.kz
21.07.2009

Наша жизнь есть непрерывный обмен информацией. И технологический прогресс сводится лишь к убыстрению этого обмена. Возможно, что это спорное утверждение и историю человечества надо рассматривать как вереницу войн и конфликтов. Но тогда трудно говорить о развитии человека как нравственного существа. Более конструктивным кажется подход, описывающий общество как среду, генерирующую и потребляющую информацию.

Итак, количество передаваемой и получаемой информации постоянно растет, методы обмена данными эволюционируют и информационное давление на каждого отдельного человека усиливается. Процесс этот нельзя назвать равномерным. Время от времени происходят так называемые информационные революции. Первой информационной революцией принято считать изобретение письменности. Вторая революция — это появление в пятнадцатом веке книгопечатания. Третья была вызвана электричеством и связана с телефоном, телеграфом, радио.

Мы сейчас переживаем (или пережили) четвертую информационную революцию. Связывают ее с появлением персонального компьютера и сетей передачи данных. Венец этой революции — повсеместное распространение интернета.

Питер Друкер (профессор общественных наук и менеджмента в школе бизнеса Университета Клермонт) рассматривает исторические аналогии между поздним средневековьем — временем второй информационной революции — и нашим временем. И тогда и сейчас в обществе произошли интересные изменения. «Самый важный урок предыдущей информационной революции состоит в судьбе ее технологов. Роль специалистов по ИТ в ней сыграли первопечатники. До 1455 года их не существовало даже в воображении, но через двадцать пять лет они процветали по всей Европе и стали героями своего времени… Однако их место вскоре оказалось занято теми, кого мы сегодня называем издателями (хотя этот термин появился гораздо позже), людьми и фирмами, чьей главной задачей в ИТ была не Т, а И».

Сейчас тоже происходит похожий процесс. Героем нашего времени стал Нео из «Матрицы». Его «гражданская» профессия — хакер. Лет двадцать, и даже меньше, тому назад слово «хакер» большинству людей еще ни о чем не говорило. Сейчас это люди, привлекающие общественное внимание.

Однако с распространением компьютеров и главным образом интернета на смену компьютерным гуру могут прийти другие люди. Не отягощенные знаниями тонкостей Unix-систем и языков программирования низкого и прочего уровня. Но обладающие тем, что сейчас принято называть «информационной культурой».

Процитирую определение. «Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры.»

Как уже сказано, для развития в индивидууме информационной культуры совсем не важно, чтобы этот самый индивидуум находился на переднем крае развития высоких технологий, являлся опытным администратором сложной операционной системы, разработчиком изощренных алгоритмов или программ. Но есть та часть информационной культуры, которая имеет непосредственное отношение к компьютерной технике. За неимением лучшего назовем эту часть компьютерной грамотностью.

Компьютерная грамотность в нашем понимании — это система навыков работы с компьютерами и другими устройствами, содержащими микропроцессоры. Навыки эти довольно сложны и не являются полностью механическими, как, например, умение водить автомобиль. Они скорее относятся к мыслительным навыкам. Можно выделить несколько составляющих компьютерной грамотности.

Базовые понятия.

Операционная система, BIOS, оперативная память. Для результативной работы на компьютере знание того, что эти термины означают, совсем не обязательно. С тонкостями настроек в сотовых телефонах большинство людей разбираются в первые минуты после их приобретения. Распечатка текста и ввод бухгалтерского документа тоже не отнимут много времени. Чего ж вам боле?

В общем-то ничего. Для непрерывного функционирования общественного механизма этого вполне достаточно. Для развития — нет.

Прежде всего знание основных терминов и того, что они означают, помогает найти взаимопонимание с разными службами поддержки пользователей и вообще помогает в ситуациях, когда обычное течение работы дает сбой.

За примерами далеко ходить не нужно. Каждый рабочий день подкидывает их сотни.

— Почему я мою базу не могу на дискетку переписать?

— А какой у базы объем?

— А???

— Ну, сколько килобайт?

— Килочего???

Или:

— Я фотку сосканировал, другу отправил, а он прочитать не может.

— В каком формате сохранил фотку?

— …???

Такие диалоги ежедневно происходят в конторах и квартирах, по телефону и просто так. Теряются дни и недели, тратятся километры нервных волокон. И всего этого можно избежать путем разумения не очень длинного списка вещей. Как то: «байт», «файл», «программа-архиватор», уже упоминавшаяся «операционная система». Разумения не для начальства и не для получения титула «продвинутый пользователь». Для себя. Для своих нервов и времени.

Понимание возможностей компьютера

«Юрий Аркадиевич, моей дочке сочинение надо написать о проблеме лишнего человека в произведениях Горького. Вы поможете? У вас же быстрый компьютер, это не много времени займет?» — обращается ко мне знакомая. «Как я скажу, если мне даже объем текста не известен? Страницу минут за десять-пятнадцать наберу», — отвечаю  я. «Нет, мне не набирать надо. Пусть компьютер сам придумает текст, а я потом его немного подправлю, чтобы он более человечно выглядел». Это совершенно серьезно говорит женщина с высшим образованием«

Предыдущий абзац — цитата Компютерры. Подобный разговор в наше время можно услышать везде. В основе его лежит непонимание того факта, что компьютер в состоянии делать только рутинную работу. Он не может сам составить отчет и отправить его в министерство. Он не посчитает остатки на складе, если на него не была установлена соответствующая программа и в него скрупулезно не вводились данные о движении товаров. Он не может работать за кого-то. И в первую очередь он ни за кого не может думать. Он может только быть инструментом. Голову не заменяет.

Можно было бы этого не писать, если бы этот факт так часто не игнорировали такое множество людей. Руководителей и подчиненных, менеджеров и госслужащих.

Знание этого факта, особенно руководителями всех мастей, может сэкономить уйму денег и усилий и сосредоточится на главном — на организации труда с использованием компьютера, а не на попытках заткнуть компьютерами дыру в «человеческом факторе».

Некоторые технологические принципы работы интернета.

Прежде всего то, что нельзя подключиться ни к какой сети передачи данных, не имея для этого специального устройства и линии связи.

«Все компьютеры соединены между собой глобальной сетью, а значит, вы можете со своего ПК вносить изменения в файлы на моем». Фраза из того же источника. Конечно, это было бы здорово, если бы приобретение компьютера означало бы его интеграцию в «глобальную сеть» по умолчанию (для разного рода «хакеров-крякеров» тоже простор). Однако в этом мире все обстоит не совсем так.

И еще не стоит пытаться отправить своему деловому партеру графический файл объемом в сто восемьдесят мегабайт, пользуясь электронной почтой и телефонным соединением с провайдером.

И еще нужно отличать разные сервисы в этой «глобальной сети». Чтобы не заявлять, что мой почтовый адрес www.mail.com, а сайт мой находится на ivanov@sait.kz.

И еще не стоит говорить, что «Ваш яндекс ничего не может найти, а вот мой друг пользуется яндексом Казахтелекома/Астела/Нурсата и у него все находится». Друг просто не списывает все свои проблемы на провайдера, «дурацкий компьютер», «плохую программу», а учится пользоваться поисковыми сервисами и находить между ними разницу.

Можно назвать еще с десяток «еще», но все сводится к одному. Сеть — это тоже инструмент. Очень сложный, не до конца познаваемый, требующий непрерывного обучения. Но инструмент. И на нее тоже проблемы свои не взвалишь. Чтобы их решать нужно с ней взаимодействовать. Не прерывая мыслительного процесса.

Словом, пришли к выводу, что компьютерная грамотность — это «всего лишь» способ думать, учитывая особенности компьютеров и компьютерных сетей и открывая для себя новые особенности. Компьютерная грамотность не требует знания огромного количества фактов. А скорее умения этими фактами оперировать.

Еще одна цитата:

«Процветающая безграмотность „пользователей по принуждению“ приводит к многочисленным конфликтам на работе и неоправданным затратам средств. В результате люди начинают испытывать резкую антипатию к своим электронным помощникам и охотно верят любым сообщениям о вреде работы с ними»

И это не единственный вред от недостатка того, что мы назвали «компьютерной грамотностью».

Кевина Митника, одного из первых знаменитых хакеров, продержали в тюрьме без суда почти пять лет. И это в стране, где вроде бы все утверждают о главенстве закона. И причиной арестов была серия «страшилок» о Кевине Митнике и о хакерах вообще, опубликованных в «Нью-Йорк Таймс» чрезмерно честолюбивым журналистом. Человека держали несколько лет за решеткой, потому что никто не хотел разобраться так ли уж серьезен ущерб, который Митник нанес различным компаниям.

Это уже не просто безграмотность, а мракобесие, от которого не так уж далека и настоящая инквизиция. Если подобные события могут происходить в США — стране с очень сильной правовой защитой населения и с самыми развитыми информационными технологиями, — то в так скажем не очень развитых странах на людей можно повесить еще больше собак, пользуясь всеобщей безграмотностью.

Так что по нынешним временам компьютерная грамотность не только «рыночная» необходимость. Она приобретает значение как показатель социального развития. Может быть даже как уровень цивилизованности.


← назадоглавлениедалее →

Комментарии

2010-03-14 11:26:23 — Ковалевский Анатолий Юрьевич

Отличная взвешенная статья. К великому сожалению никто не понимает и не хочет понимать важность того, что там описано. Уровень представления о технология у людей с ВО - просто неандертальский чаще всего.


2010-05-10 09:20:50 — Уфимицев Даниил Дмитриевич

Отличная статья, мне нравится а на счёт Ковалевского Анатолия Юрьевича.Узнайте сколько ему лет, мож он не понял??????))))))


2010-06-25 04:35:17 — Ковалевский Анатолий Юрьевич

1) Возраст то тут причём? 2) Конкретнее, что я не понял?


2010-12-02 14:54:04 —

Хорошая статья!


2011-01-15 15:58:18 — Колесова Татьяна Валерьевна

Статья интересная, но почему то без автора.


2011-04-11 22:43:12 — Азжеуров Иван Витальевич

Статья отличная. Если в США такое то у на и некоторых других странах давно к стене поставили бы.


Оставить комментарий


Ваш комментарий будет опубликован после модерации.


Rambler's Top100
ErgoSolo
© 1997— «ЭргоСОЛО»
Дизайн: Алексей Викторович Андреев
Вебмастер: Евгений Алексеевич Никитин
Пишите нам:
Звоните нам по тел. +7 (495) 995-82-95. Мы работаем круглосуточно. Прямо сейчас на все Ваши вопросы готова ответить наша служба поддержки:
Круглосуточная трансляция из офиса «ЭргоСОЛО»

Поможем бросить курить
Все права на материалы, находящиеся на сайте ergosolo.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Использование материалов сайта без разрешения ООО "ЭргоСоло" ЗАПРЕЩЕНО!