Если ребёнок — хакер
Всю последнюю неделю я наслаждаюсь необыкновенной дискуссией, разгоревшейся вокруг рекомендации, данной родителям государственным агентством в стране неподалёку. Будь это рецепт улучшения успеваемости в школе, привития чаду любви к здоровому образу жизни или даже предупреждения наркозависимости у подрастающего поколения, на него, конечно, не обратили бы такого внимания. Но вмешалась мелочь, нюанс, изменивший всё: совет касается раннего обнаружения киберкриминальных наклонностей. Попросту, родителям рассказывают, на что следует обратить внимание, чтобы заблаговременно выявить, что подросток собирается стать... гм... хакером.
Автор рекомендации — британское Национальное агентство по борьбе с преступностью (National Crime Agency), созданное несколько лет назад совместными усилиями различных силовых ведомств и содержащее в списке приоритетных задач защиту детей. Поэтому давайте простим им дилетантское использование термина: им самим, конечно, известно, что «хакер» есть синоним талантливого программиста, занятого самообразованием, а подразумевают они «чёрных хакеров», причиняющих вред. Им-то известно, но простым гражданам, к которым они обращаются, это может известно не быть.
И вот о чём речь. NCA, подталкиваемое растущим числом киберпрестулений, надеется пресечь проблему в корне — достучавшись до родителей и объяснив тем, что «шалости с компьютерами» давно уже не шутки, а уголовно наказуемое деяние, за которое полагаются и штрафы, и конфискация имущества, и проблемы в образовательных учреждениях, и поражение в правах, да даже и тюремный срок. То есть проще предупредить, чем потом расхлёбывать. Но как? Да точно так же, как в своё время родителей учили выявлять наркозависимость: по внешним признакам.
«Ах, он у нас такой умничка! Проводит ночи напролёт за своим компьютером!» — восхищаются отпрыском папа с мамой в образовательном ролике NCA. Сценка шутливая, но уровень компьютерной образованности родителей, пожалуй, соответствует реальному среднестатистическому: чем бы дитя ни тешилось... |
NCA предлагает пять симптомов, сигнализирующих, что ваш ребёнок стал или становится киберпреступником. Задайте себе следующие вопросы. Затрудняется ли он объяснить, чем занимается в Сети? Есть ли у него доходы от онлайновой деятельности и если да, то знаете ли вы, откуда они происходят? Проводит ли ребёнок в Сети всё свободное время? Не изменился ли его режим сна: соскакивает с постели ночами, отсыпается днём? Не стал ли он чураться сверстников и общества вообще?
Авторы честно замечают, что у каждого из признаков есть и совершенно легальное объяснение. Однако если на большинство вопросов вы ответили утвердительно, стоит помнить, что причиной может быть киберкриминал. Иначе говоря, есть ненулевая вероятность того, что ваше чадо стало преступником.
Реакцию на такой документ легко себе представить. Газеты, телевидение, форумы, социальные сети обрушились на NCA с обвинениями в издевательстве и протирании штанов. В самом деле, можно найти не одну, а тысячу и одну причину, почему ребёнок вдруг засел в интернете — начиная от игр и заканчивая, прости господи, порнографией. Дети есть дети, им свойственно впитывать всю доступную информацию словно губка, а Сеть в этом смысле — идеальный источник. Однако тут-то и вскрылся первый из парадоксов, которыми полна дискуссия. На него указывают сами авторы скандальной рекомендации. Дело в том, что почти никто из детей и мало кто из родителей понимает, как легко сегодня переступить черту закона, утоляя информационный голод и проводя эксперименты с информационными системами.
Речь об этой проблеме здесь шла неоднократно, поэтому повторю вкратце. К настоящему моменту общество и правоохранительные органы принципиально — по сравнению даже с концом 90-х годов, не говоря уже о 80-х (есть замечательное кино: «Военные игры») — изменили свои взгляды на ИТ-криминал. То, что ещё вчера расценивалось как шалость, как допустимая демонстрация выдающихся способностей, теперь стало преступлением. А иначе и быть не могло: зависимость коммунальной инфраструктуры от вычислительной техники крепнет и нам не остаётся ничего другого, кроме как законодательно запретить несанкционированные эксперименты.
Вот почему подросток, скачавший утилиту дистанционного управления и забавляющийся с компьютером товарища — преступник. Вот почему проникновение в компьютер завуча — преступление. Вот почему даже «нюкнуть» машину соперника по онлайновой игре — преступление тоже. Как многие из родителей понимают это? Как многие из детей? Вот почему ликбез NCA — не глупость и не издёвка. Когда на кону судьба вашего отпрыска, лучше перебдеть.
Осуждённый чёрный хакер Райан Акройд (группа LulzSec) ломал не школьные компьютеры, а серверы спецслужб, СМИ, правительств. Но даже он уверен, что ничто из совершенного им не стоило времени, проведённого за решёткой (Акройд был приговорён к 30 месяцам тюрьмы). |
Однако тут всплывает следующий парадокс, играющий уже против «законников»: дети хакерят по иным причинам, нежели взрослые. Дети не ломают ради денег. Для ребёнка хакерство — способ образования. И это тоже очень важно понимать родителям и чиновникам, но ни те ни другие этого не понимают или понимать не хотят.
Хакерский способ изучения вещей сродни познанию мира в первые годы жизни — когда ребёнок берёт вещь и ломает её, пытаясь понять устройство. Такой метод часто противопоставляют стандартному образованию: вынуть из игрушки «кишки» в противовес последовательному изучению схемы и принципов работы по документации. Противопоставление правильное, но вот вывод о превосходстве второго над первым сомнительный. Ведь путь хакера интересней и приводит к результату быстрей. Другое дело, что полученные таким путём знания не будут должным образом систематизированы и полны — но и отнюдь не факт, что систематизированные знания, уложенные в голову за школьные годы, полезней для отдельно взятого человека или общества.
Справедливости ради нужно отметить, что NCA признаёт, что хакерство может быть разновидностью образования. И предлагает направить энергию ребёнка в официально прочерченное русло: на олимпиады по информатике (в т.ч. с уклоном в кибербезопасность), на раннюю профориентацию в ИТ, на углублённое изучение вопросов защиты ИТ-систем на специализированных курсах и тому подобное. Но... повеяло скукой, правда? А представьте, каково ребёнку! Ведь ему фактически предлагают заменить увлекательную игрушку пыльным учебником!
А в чистом итоге мы (не только Великобритания!) имеем безвыходную ситуацию. С одной стороны в ней дети, которые в не силах отказаться от увлекательного познания мира методом взлома, так легко пересекающего черту дозволенного. С другой — общество, которое не может позволить черту пересекать, но и предложить что-нибудь столь же увлекательное взамен пока не в состоянии. Значит, противостояние продолжится и будут ещё и гениальные одиночки, и поломанные судьбы...
Оставить комментарий
Ваш комментарий будет опубликован после модерации.