Глава PayPal в России: электронный кошелек станет мобильным
Упрощение доступа к финансовым услугам, наравне с мобильностью — основные векторы развития сервисов электронных платежей. По этому пути идут как платежные системы, так и мобильные операторы. Один из главных игроков мирового рынка онлайн-платежей, американская PayPal, уверена, что сотовые операторы будут для нее партнерами, а не конкурентами.
PayPal также с оптимизмом смотрит на свои перспективы в России, утверждая, что не видит преград в деятельности регулятора.
О тенденциях на рынке электронных платежей в интервью «Интерфаксу» рассказал глава PayPal в России Владимир Малюгин.
— В последние год-два появляются все новые и новые сервисы в области финансовых технологий, крупные интернет-игроки запускают собственные платежные сервисы. Не становится ли тесно старым игрокам на рынке электронных платежей?
— Объем рынка электронной коммерции в России составляет всего 3-5% от объема розничной торговли. Поэтому прежде чем серьезно конкурировать, необходимо сначала развить хотя бы этот рынок. Помимо этого есть другие сегменты, куда могут двигаться системы электронных платежей. Здесь и мобильность, и сегмент финансовых услуг и многие другие.
— Какие из них PayPal считает перспективными для себя?
— Нам важна, например, тема повседневных платежей (в том числе оплата услуг ЖКХ — ИФ) — нам интересно дать пользователям возможность платить с помощью PayPal не только за услуги электронной коммерции и товары в интернете, но и за более широкий спектр услуг.
Сейчас очень активно развивается сфера мобильных платежей, где нам также было бы интересно обеспечить свое присутствие. Так, объем платежей через PayPal в мире вырос в прошлом году на 26%, а если взять сегмент мобильных платежей, то он в 2014 году вырос в PayPal на 68%.
В мире сейчас живет около 7,5 млрд человек. Из них около 5 млрд имеют доступ к услугам мобильной связи, и только около одного миллиарда имеют доступ к традиционным банковским услугам. Поэтому, если говорить о том направлении, куда мы хотим двигаться, о чем думаем, то это возможность совместить повседневные платежи с мобильными устройствами.
Мы открыты к сотрудничеству со всеми игроками.
— Мобильные операторы также активно развивают направление платежей — не возникнет ли здесь конкуренции?
— Сегодня всем имеет смысл заниматься тем, что у них получается хорошо. У нас хорошо получаются платежи. Ни у кого из операторов нет эквивалентного покрытия. Если брать услуги мобильной связи в России, то сегодня средний остаток на счете мобильного телефона составляет 200-300 рублей, как и средняя сумма пополнения счета. Наш средний чек в электронной коммерции составляет порядка $50-60.
С моей точки зрения, использование счета мобильного телефона для покупки контента — музыки, книг, приложений, то есть того, что потребляется на том же телефоне, развивается успешно. Если же говорить о счете мобильного телефона как о полноценном электронном кошельке, то с этим несколько сложнее. Прежде всего, потому, что остатки и пополнения на мобильном счете низкие для осуществления платежей в электронной коммерции. Для этого все же больше подходят полноценные электронные кошельки наподобие PayPal.
Варианты сотрудничества с мобильными операторами различные — главное, действовать в направлении упрощения платежей. Если вы осуществляете оплату с помощью мобильного устройства, то вряд ли захотите вбивать 16-значный номер карты, вводить сложные пароли. То есть требуется возможность осуществлять платежи в одно касание. Например, технически возможно реализовать сценарий, по которому, совершив один раз платеж с помощью PayPal, можно получить возможность платить на других наших партнерских сайтах без введения пароля и т.п. Это то направление, которое, на мой взгляд, является наиболее перспективным.
— Есть ли еще области, требующие упрощения?
— Что можно было бы упростить? Например, процедуру открытия электронных счетов для юридических лиц. Сегодня для частных пользователей создан механизм упрощенной идентификации. Для юрлиц в России ситуация намного более сложная.
Сегодня в России правила открытия электронных счетов близки к правилам открытия банковских счетов. Сначала надо представить большое количество документов и только при их наличии компания сможет открыть счет. В мире подход немного другой. Подается минимум информации о компании, после чего она может спокойно использовать электронный счет. И только по достижении определенного объема платежей с такой компании требуют дополнительные документы.
На мой взгляд, для российских регуляторов решение этой проблемы было бы отличной возможностью по вовлечению более широкого круга пользователей и организаций в сферу обращения электронных платежных сервисов. Особенно по вовлечению в безналичный электронный денежный оборот компаний малого и среднего бизнеса.
Сюда же можно добавить, хотя это и не упрощение, обеспечение возможности для совершения электронных платежей между юрлицами. Такая потребность существует.
— PayPal работает более чем в 200 странах. Можно отметить особенности как работы в России, так и поведения российских пользователей?
— Одно из основных отличий российского рынка электронных платежей от западного в том, что на него в нашей стране пока приходится небольшая доля розничной торговли. Глобально доля электронной коммерции составляет 10% розницы, на западных рынках — больше.
Однако данные исследований, проведенных нами совместно с аналитическим агентством DataInsight, показывают, что активный и вовлеченный российский интернет-пользователь ничем не отличается от пользователей западных стран. Ни манерой потребления, ни перечнем товаров и услуг, ни частотой совершения мобильных транзакций. В той же Западной Европе активные пользователи совершают около двух покупок в месяц с помощью мобильного устройства. В России сегодня эта цифра даже немного выше — 2,3.
В России также есть пока небольшой сегмент (7% от числа активных пользователей Интернета) — это люди, которые совершают онлайн-платежи только с помощью мобильного устройства. При этом около 30% активных пользователей покупают и платят в Сети «на ходу» — вне дома, в том числе в обычном магазине. Причем, укоренилось ошибочное заблуждение, что люди приходят в магазины и сравнивают цены. На самом деле это не так — они приходят и начинают смотреть то, что пишут пользователи о том или ином виде товара. Около 70% делают это. Еще одна мобильная активность в магазине — проверка спецификаций. И только третья по популярности активность — сравнение цен.
В целом на российском рынке электронной коммерции можно отметить несколько тенденций. Одна из них — активный рост сегмента платежей российских пользователей российским же продавцам. Рост большой — выше наших ожиданий. Это происходит из-за изменившейся ценовой конъюнктуры. Пока наша доля трансграничных платежей больше, чем внутрироссийских. Но есть все основания считать, что в ближайшие несколько лет ситуация изменится.
Кроме того, есть активный рост покупок из-за рубежа на российском рынке.
Еще один момент в электронной торговле — увеличение китайского коридора по сравнению с западным.
— Вы рассказали только об активных интернет-пользователях. А неактивные, как их поведение отличается?
— Неактивные пользователи отличаются от активных только, пожалуй, частотой покупок. Если прежде бытовало мнение, что продвинутые пользователи покупают преимущественно за рубежом, а остальные — в российских интернет-магазинах, то сейчас такое разделение невозможно. Все категории покупателей одинаково пользуются всеми возможностями интернета — смотрят на него как на глобальную торговую площадку. Просто есть люди, которые совершают десятки покупок в год, а есть те, кто ежегодно совершает только 2-3.
Также можно отметить, что за последние годы значительно выросли российские регионы. На долю Москвы и Санкт-Петербурга сейчас приходится менее 40% от общего числа активных пользователей Интернета. В регионах рост активных интернет-пользователей измеряется двузначными цифрами.
Если говорить об основных товарных категориях и сферах потребления, то здесь первое место занимает одежда. Далее идут электроника и путешествия/перевозки.
— Коль уж мы говорим об интернет-пользователях, какое их число являются клиентами PayPal?
— К сожалению, свежих цифр назвать сейчас не могу, мы их раскрываем только раз в год. На конец прошлого года число активных пользователей PayPal в России составляло около 2 млн человек против 1 млн в 2013 году. Если говорить о продавцах, тех, кто открывает корпоративные счета, то их уже несколько тысяч.
— Возвращаясь к различиям — есть ли особенности работы компании в России?
— Безусловно, есть. Для российского рынка были введены специальные услуги. Например, услуга пополнения счета PayPal наличными. Россия — единственная из 203 рынков, где работает PayPal, в которой реализована эта услуга. Она была разработана под реалии российского рынка и, в общем-то, по просьбам наших пользователей.
По этой услуге работаем с «Евросетью» и «Связным». Технология простая — можно открыть счет PayPal с нулевым балансом, а потом пополнить его в той же «Евросети». Этот счет больше не обязательно привязывать к банковской карточке.
Есть еще программа защиты покупателей, которую мы недавно расширили — с 45 дней до 180 дней. Такое решение обусловлено также реалиями российского рынка, где порой доставка некоторых категорий товаров занимает больше 45 дней. Если покупателю не доставили товар, или доставили не тот, который заказывался, а подделку, но продавец отказывается вернуть деньги, PayPal вступает в спор и если требование потребителя правомочно, мы возвращаем деньги из собственных средств и дальше уже самостоятельно разбираемся с продавцом.
За счет этой программы пользователи более свободно чувствуют себя при покупках в интернете — могут позволить себе покупки не только на крупных и известных площадках, но и на небольших или малоизвестных ресурсах. Как за рубежом, так и в России.
Также можно отметить несколько трендов. Люди и компании активно пользуются PayPal для того, чтобы продавать свои товары или услуги за границу. У нас достаточно много компаний используют PayPal именно для приема платежей из-за рубежа. В первую очередь речь идет о цифровых товарах, контенте. Еще одна такая индустрия — путешествия в Россию. Несмотря на транспортные сложности и непростую экономическую и политическую ситуации такие путешествия являются достаточно большим сегментом услуг, который приобретается иностранцами непосредственно у российских продавцов.
Помимо этого есть масса нишевых вещей — различные консультационные услуги, товары ручной работы и т.п.
Есть новый проект, который мы совсем недавно запустили в России — бесплатный возврат товаров с PayPal. Когда мы исследовали поведение наших потребителей, то столкнулись с тем, что для многих из них сдерживающим фактором является мысль, а что произойдет, если товар мне не подойдет — нужно будет его возвращать, платить за возврат. По нашим данным, около 55% активных российских интернет-пользователей регулярно покупают в сСети. В прошлом году, согласно исследованию PayPal и IPSOS, 56% российских покупателей хотели бы иметь возможность бесплатного возврата товаров, а 61% принимают решение о покупке в отечественных магазинах, в том числе именно потому, что вернуть в товар на территории России проще, чем зарубежному продавцу.
Сама услуга бесплатного возврата товаров (PayPal компенсирует затраты пользователей на возврат товара — ИФ) пока будет действовать в России до конца текущего года, то есть это пилот. За этот период люди, подключившие услугу, смогут четыре раза воспользоваться этим сервисом и получить возмещение почтовых услуг в сумме до 1,5 тыс. рублей за одну посылку. В зависимости от того, насколько успешным будет этот проект, мы примем решение о его продолжении.
— В мире, впрочем, как и в России, вопросам развития финансовых инструментов и технологий много внимания уделяют банки. Опасаетесь конкуренции с их стороны?
— Действительно, в России конкурентная ситуация похожа на ситуацию на глобальном рынке. Похожа в том, что в мире только небольшое число банков реально занимаются развитием инноваций в финансовой сфере. Большинство таких инноваций сегодня приходит не из банковской сферы. Вероятно в силу того, что в этом сегменте есть определенные правила игры, которые все неукоснительно выполняют.
Сегодня основные инновации, нововведения приходят из области, которая старается создать что-то более простое, более понятное для пользователя, упрощающее для него доступ к традиционным финансовым услугам. Сейчас в мире около 1 млрд человек имеют банковский счет и 5 млрд — мобильное устройство. В этом разрыве сегодня и происходит большинство инноваций.
— Как строятся ваши взаимоотношения с российским регулятором, не повредили ли бизнесу PayPal новые законы, регулирующие деятельность НКО и ужесточающие требования к идентификации пользователей электронных платежей?
— У нас лицензия НКО, и поэтому нашим основным регулятором является Центробанк. С ними, впрочем, как и с другими регуляторами получилось выстроить конструктивную форму общения.
За последние несколько лет те изменения в российском законодательстве, которые регулируют рынок электронных платежей, были приняты с учетом диалога между регуляторами, игроками отрасли и другими заинтересованными сторонами. Сегодня есть позитивная практика взаимодействия. Основной фактор успеха для дальнейшего сотрудничества — сохранение практики диалога.
— Летом одной из самых популярных тем стало исполнение зарубежными компаниями новых требований российского законодательства в области персональных данных, которые предусматривают локализацию персональных данных россиян на территории страны. Как у вас обстоят дела с локализацией?
— Наша деятельность соответствует этим новым требованиям законодательства. Говорить о том, что и как у нас реализовано, — сложно, поскольку это наше собственное коммерческое и техническое решение.
Что касается подготовки к выполнению новых требований, то в ходе этого процесса нас интересовали вопросы трансграничной передачи данных, трактовка различных положений. Сегодня есть разъясняющие письма регуляторов, дающие достаточно понятные и подробные разъяснения, что многим игрокам на рынке дало возможность правильно выстроить процессы.
— Как вы относитесь к идее властей ввести уголовную ответственность за выпуск денежных суррогатов, в том числе виртуальных валют?
— Мы действуем в соответствии с российским законодательством. Здесь важно различать «денежные суррогаты», против которых выступает регулятор, и новые финансовые технологии, в том числе blockchain (децентрализованная база данных о транзакциях в сети), над развитием которых работает отрасль, в том числе и ЦБ. Что касается последнего, мы за такие технологии — с учетом законодательных ограничений и дальнейшего взаимодействия с регуляторами по совместному развитию финансового рынка.
Оставить комментарий
Ваш комментарий будет опубликован после модерации.