Ну и гаджеты
Современные ридеры позволяют значительно снизить вес школьного портфеля.
Открывают эти устройства и другие возможности. Закачав в них все учебники, можно прямо на экране подчеркивать, обводить, записывать и даже выполнять задания... Все это, безусловно, полезно, тем более что еще и готовит ребенка к вхождению в современный компьютерный мир. Но насколько безопасны электронные гаджеты, пришедшие в школу?
Какой ридер лучше
Ученые пока только спорят о вреде и пользе ридеров.
Первый заместитель директора Федерального института развития образования (ФИРО), член-корреспондент РАО Александр Лейбович считает, что поскольку «в ридере используются электронные чернила в отраженном свете, он так же безопасен, как и любая бумажная книга».
— Да, в ридерах используется отраженный свет, в силу чего они занимают промежуточное положение между традиционными учебниками и электронными, применение которых мы тщательно изучали и нормировали, — возражает руководитель испытательного лабораторного центра Научного центра здоровья детей РАМН Любовь Текшева. — Возможно, они менее вредны для зрения, чем экран компьютера. Однако ридеры отличаются низкой контрастностью — темно-серый шрифт на сером фоне. При их оценке необходимо очень точно определить размеры и гарнитуры шрифтов, расстояние между строками. Имеет значение и макет страницы учебника, который закачивается в ридер.
Что же делать родителям, можно ли купить ребенку ридер и какой именно?
Федеральный институт развития образования (ФИРО), который осуществляет эксперимент по проверке ридеров в школах, уже выдал свои рекомендации: размер по диагонали не меньше, чем у привычных учебников (то есть не менее 25 см), минимальное время смены страниц, большая оперативная память, интерактивный экран.
Цифра: 5 минут надо делать гимнастику для глаз после работы за компьютером или чтения ридера.
Регионам, отобранным для эксперимента, рекомендовали три конкретных модели ридеров: два черно-белых и один цветной плюс школьный нетбук с сенсорным экраном, который совмещает в себе функции планшетника и ридера. Правда, ни одно из этих устройств не прошло никакой гигиенической экспертизы, как это положено по стандартам образования и по закону.
Главную опасность ридеры представляют прежде всего для глаз.
— Школьная близорукость уже стала настоящей эпидемией, — подтверждает главный врач глазного центра «Восток-Прозрение», доктор медицинских наук Светлана Анисимова. — При чтении малоконтрастных текстов с экрана у детей может возникать спазм глазных мышц. При перегрузке могут также развиваться головные боли. Нужно следить, чтобы дети не засиживались за электронными устройствами, дважды в год проверять их зрение.
Для школьного ридера важнее всего такое качество, как контрастность изображения, выбирать его стоит именно по этому показателю. И закачивать стоит только учебники, прошедшие гигиеническую экспертизу.
Айфон для школяра
Споры о том, опасен или безопасен сотовый телефон для здоровья, ученые тоже ведут не первый год.
Немецкая академия педиатрии еще в 2001 году рекомендовала родителям ограничить пользование сотовыми телефонами детьми. Ученые Испании утверждают, что даже двухминутное использование мобильника меняет ритмику биоэлектрической активности мозга ребенка в течение двух часов после окончания разговора. Наши исследователи заключили, что воздействие электромагнитных полей накапливается — у тех, кто работает в таких условиях постоянно, формируются клинические формы неврозов, психическая дезадаптация. Но мобильный телефон еще и инструмент повседневного родительского контроля за детьми, гарантия их относительной безопасности. Поэтому мобильник нужен. Только надо покупать те устройства, которые минимизируют возможный вред для их здоровья.
Первоклассникам — самый простой для связи с мамой и папой, без дисплея и «игрушек». Желательно с кнопкой «SOS» и аудиомониторингом (возможностью прослушать помещение, где находится телефон).
Школьникам 2-4-х классов — более «взрослые» аппараты с возможностью отправки и получения SMS и дополнительными функциями вроде FM-радио и органайзера. Им вполне достаточно монохромного экрана.
Подросткам, для которых модель телефона — вопрос статуса, придется раскошелиться на более продвинутый вариант. Интернет, как правило, есть во всех хороших телефонах, но стоит провести с ребенком беседу о недопустимости пользования контент-сервисами и прочими «разорителями», либо заблокировать услугу у сотового оператора.
Акцент
Наши ученые-гигиенисты разработали нормы работы школьников за компьютером.
Дети 6-7 лет могут без перерыва заниматься не более 10 минут, ученики 2-3-го классов — 15, 4-6-го классов — 20, 8-9-го классов — 25, 10-11-го классов — 30 минут.
Для ридера нормативов пока не существует.
Гимнастика
5 упражнений для глаз
- Глубоко вдохните и крепко зажмурьтесь на 10-15 секунд, затем быстро и широко раскройте глаза.
-
Расслабьтесь и выполняйте движения глазами влево-вправо, вверх-вниз, затем вращательные движения поочередно влево и вправо.
-
Посмотрите прямо, затем нарисуйте глазами восьмерку по горизонтали, по вертикали и по диагонали.
-
Закройте глаза. Представьте, что кончик вашего носа — это карандаш. Пишите им буквы, слова, нарисуйте домик с крышей, кораблик в море и т.п.
-
Сядьте подальше от окна, вытяните руку вперед, поднимите большой палец. Фокусируйте взгляд поочередно на нем и на пейзаже за окном.
Каждое упражнение надо выполнять в течение 1 минуты.
Оставить комментарий
Ваш комментарий будет опубликован после модерации.