У гаджета на игле
Перемена в обычной школе: девочки-второклассницы кормят в своих мобильниках виртуальных кошечек и обмениваются ссылками на новые игры, мальчишки рубятся в айпэдах и айфонах. Или, к примеру, третий класс отправляется на экскурсию: дети в автобусе с пренебрежением игнорируют сопровождающую родительницу, которая пытается с ними поиграть в обычные шарады. Все утыкаются в свои или соседские гаджеты.
О цифровой зависимости ребят постарше мы нередко узнаем из новостных сводок. То семиклассник в ярости разгромил квартиру из-за того, что мать спрятала его ноутбук и наушники. То восьмиклассник покончил с собой из-за запрета родителей посещать социальные сети. Выходит, что наши дети находятся в зависимости, которая мало чем отличается от алкогольной. «МК» выяснил у экспертов, почему возникает и чем грозит психике растущего человека такой ранний цифровой «алкоголизм»?
|
— Цифровые зависимости распространяются сейчас со скоростью эпидемии, — рассказывает психотерапевт, руководитель Информационно-консультативного центра по проблемам зависимостей Радик Галияхметов. — Наши дети чуть ли не с рождения находятся под воздействием очень сильных раздражителей: от ярких и «умных» игрушек до крайне динамичных мультфильмов. Ради эксперимента рекомендую родителям посмотреть современный мультик, например «Винкс». Вернее, послушать, не глядя на изображение. Вы обнаружите, что звуковой ряд там далеко не детский. В нормальной жизни мы слышим такое только в экстренных ситуациях. Или, к примеру, выпускной в детском саду сейчас отмечается круче, чем иная свадьба. Формирующаяся психика ребенка привыкает к таким чрезмерным перегрузкам, словно подсаживается на эмоциональную иглу. Со временем нужны все более и более сильные раздражители, чтобы ребенку «не было скучно».
Современная цифровая цивилизация всегда готова услужить: телевизор, компьютер, мобильник, всевозможные гаджеты легко увлекут в свой неистово яркий мир.
— В итоге и родители довольны — дети сидят тихо, не пристают, — и малыши, — продолжает психотерапевт. — Только вот если отнять у детей их приспособления, возникает синдром отмены, сродни алкогольной или наркотической ломке. Психолог Екатерина Мурашова провела небольшое исследование, в котором участвовали 68 подростков от 12 до 18 лет. Они должны были провести восемь часов в одиночестве, не пользуясь никакими средствами коммуникации: не включать компьютер или гаджеты, радио, ТВ. Зато обычные человеческие занятия — игра, чтение, рисование, прогулки, пение, еда, сон — разрешались. Как вы думаете, сколько подростков выдержали этот эксперимент? Всего три.
3 из 68 добровольцев смогли провести 8 часов, можно сказать, наедине с собой. У подавляющего большинства уже через час-два после начала эксперимента возникли, как отмечает исследовательница, «приливы жара или озноб, головокружение, тошнота, потливость, тремор рук или губ, боль в животе или груди, ощущение шевеления волос на голове. Почти все испытывали беспокойство, страх, у пятерых дошедший практически до остроты „панической атаки“. У троих возникли суицидальные мысли». Все эти симптомы тут же исчезли, когда подростки включили телевизор, компьютер или стали звонить по телефону.
— Екатерина Мурашова отмечает, что почти все подростки, описывая пережитое состояние, употребляли слова «зависимость», «доза», «ломка», «получается, я не могу жить без...», «слезть с иглы», — говорит Радик Галияхметов. — То есть они сами отмечали у себя симптомы классической зависимости. Родители часто, обращаясь к нам за помощью, рассказывают о том, что дети, отлученные от компьютера или наушников, становятся крайне раздражительными.
Как и любые другие зависимости — алкогольная, наркотическая, пищевая, — цифровая является хроническим, прогрессирующим и даже приводящим к смерти заболеванием. Если ее, конечно, вовремя не лечить. Например, недавно в Китае девушка умерла от переутомления и истощения — она так и не смогла оторваться от компьютерной игры.
— В мозге животных и людей есть определенная область, отвечающая за удовольствие, — объясняет психотерапевт Елена Улитова. — Известны опыты на крысах и других лабораторных животных, которые из-за постоянной стимуляции этой зоны забывали обо всем на свете, даже о таких естественных потребностях, как еда и сон. В итоге животные погибали. Аналогичная ситуация складывается и с цифровой зависимостью. Просто последствия не такие быстрые и заметные. Получается, в данном эксперименте подростки, лишенные телевизора или компьютера, точно так же страдали от абстинентного синдрома, как алкоголики — от похмелья.
Цифровые зависимости грозят растущему организму не только психологическими и социальными проблемами: чрезмерной и неадекватной эмоциональностью и агрессивностью (или наоборот, подавленностью), отказом от общения с друзьями, вообще пренебрежением к самореализации в жизни. Изменяется характер и поведение человека. Возникают и физические проблемы: снижение иммунитета, головные боли, нарушение зрения и сна, боли в спине и запястьях.
— Я считаю, что сейчас на детей воздействует чрезмерное количество неестественно ярких образов и идет постоянная стимуляция только одной базовой потребности — потребности в новизне, — отмечает Радик Галияхметов. — При этом другие важные для человека потребности (в близости, понимании, позитивной оценке, поисковой активности) остаются «за кадром». Это приводит к огромному перекосу в формировании личности, к возникновению зависимости. На этапе, когда увлечение у ребенка уже перерастает в нездоровую тягу, запреты неэффективны, — он, как наркоман, всегда найдет способ получить очередную «дозу». В большинстве подобных случаев отношения между родителями и ребенком нельзя назвать теплыми и доверительными. А победить зависимость можно только с помощью налаженных отношений — другого пути нет.
Поэтому лучше не критиковать ребенка, много времени проводящего за компьютером или у телевизора, а постараться его понять. Искренне поинтересуйтесь, чем его привлекает это занятие (не поощряйте, а только спокойно интересуйтесь!). Затем предложите альтернативные совместные действия: поход, рыбалку, велопрогулку.
— Запрещать гаджеты или, предложим, телевизор, не надо, — рекомендует Радик Галияхметов. — Просто сделайте так, чтобы ребенку не оставалось для них времени, чтобы реальная жизнь была более насыщенной и интересной. Эта работа постепенная и непростая, ее почти невозможно сделать без помощи внешних для семьи людей — друзей семьи, психологов, соцработников, преподавателей, — поэтому не стесняйтесь обращаться за помощью. Помните, ваш ребенок в серьезной опасности!
Советы психолога:
- Ограничивайте время, проведенное ребенком перед телевизором, вообще его доступ к цифровым ресурсам.
- Действия родителей — для малыша пример для подражания, поэтому не сидите сами день и ночь за компьютером или перед телевизором.
- Больше читайте детям (даже если они уже сами хорошо умеют это делать), обсуждайте прочитанное. Просто разговаривайте — о наболевшем, о том, что важно для ребят, для вас. Придумайте какие-то семейные ритуалы, традиции, которые будут важны для всех членов семьи. Например, вечером в субботу вы вместе с детьми играете в какие-то интересные игры (главное, не виртуальные!). Или устраиваете общее чаепитие, за которым вы обсуждаете то, как прошла неделя, строите планы на следующую.
- Не следуйте моде и не приобретайте детям мобильные телефоны, в которых много различных увлекательных игр.
- Договоритесь с родителями в классе о том, какую сумму карманных денег выделять детям в школу, оговорите ценовую категорию телефонов и гаджетов, которые дети смогут взять на занятия (а лучше, чтобы ребята вообще их на уроки не брали). Важно, чтобы дети хотя бы в классе учились взаимодействовать между собой нормально, — не хвастаясь тем, у кого с собой больше игр или денег, и не убегая в виртуальный мир.
Оставить комментарий
Ваш комментарий будет опубликован после модерации.