Ну и гад-же-ты!
Признаемся, за лето мы все немного расслабились. И режим уже не так строго соблюдался, и о занятиях подзабыли, и как-то сами собой позволялись ребенку некоторые вольности в отношении различных гаджетов...
Современный человек уже мало представляет свою жизнь без телевизоров, компьютеров, ноутбуков, планшетов, смартфонов. Это не хорошо и не плохо. Нужно всего лишь соблюдать баланс, чтобы гаджеты не стали вредоносными, а виртуальный мир не заменил реальный.
На тему зависимости современных детей от высокотехнологичных устройств мы побеседовали с детским психологом, консультантом и арт-терапевтом Людмилой ДЖЕНГУРОВОЙ.
Детвора любит пользоваться гаджетами, потому что это легко, увлекательно и занимательно.
Конечно, от гаджетов есть и польза. Ребенок учится пользоваться техникой, быстро ее осваивает, развивая свою компетенцию и уровень знаний. Дети легко находят нужную информацию, они всегда на связи с друзьями, родителями.
В то же время дети-дошкольники еще не обладают навыками фильтрации информации, поскольку эти механизмы у них еще не сформированы — они впитывают как губка все, что видят на экранах и мониторах.
Избыток жестоких картинок, видеосюжетов и игр может отразиться на психике детей, даже если они растут в весьма благоприятных условиях и в благополучной семье, огражденные от дурных примеров. У ребенка остается психологическое и эмоциональное напряжение от просмотра сцен насилия, и он может проявлять агрессию в отношении окружающих.
Если насилие и агрессия оказались безнаказанными или агрессор с помощью мощи добивался своей цели и получал желаемое, у ребенка закрепляется на уровне бессознательного, что силовые методы — это единственно быстрый и эффективный способ решения проблем. Поправить эту установку у трехлетнего малыша будет очень трудно, так как дети подражательны по своей сути и повторяют все увиденное и услышанное незамедлительно и без критической нагрузки. У маленьких детей, смотрящих передачи или фильмы со сценами насилия, часто проявляются проблемы со сном, расстройство аппетита, различные страхи, с которыми придется работать у специалиста.
Результаты многочисленных экспериментов американских ученых показали, что слишком частое обращение ко всевозможным гаджетам уже начинает оказывать влияние на работу нашего мозга, а если точнее, на процесс запоминания информации — иными словами, зачем запоминать ту или иную информацию, если при необходимости её можно вновь найти в Интернете?
И все же родители и сегодня могут вырастить ребенка с правильным, адекватным и здоровым отношением к гаджетам
Для этого...
1. Определите предельно допустимое время, проводимое ребенком за цифровыми устройствами.
Авторитетная в этом вопросе Американская академия педиатрии дает следующие рекомендации:
От рождения до 18 месяцев: никаких экранов, включая телевизор. Исключение составляют только сеансы видеосвязи по скайпу с любимой бабушкой и другими родственниками.
От 2 до 5 лет: не больше 1 часа в день у экранов. В этот час входит все: смартфон, телевизор, планшет и компьютер.
Для детей старше 6 лет стоит установить определенный предел времени, проводимого за цифровыми устройствами (большинство специалистов говорят максимум о 2 часах в день). При этом важно удостовериться, что гаджеты не отнимают время у сна, физической активности и других видов деятельности, необходимых для здоровья и развития ребенка.
2. Не запрещайте — предлагайте другие варианты.
Забрать смартфон / планшет / ноутбук и сказать «займись чем-нибудь» — это верный путь к истерике. Нужно предложить альтернативную, интересную совместную деятельность: спорт, походы, рисование, чтение, рыбалку с папой — в зависимости от возраста и предпочтений ребенка.
3. Будьте примером.
Дети копируют поведение своих родителей. Если мама с книгой, вероятность того, что ребенок тоже захочет книгу, гораздо выше, чем если мама проводит время преимущественно с телефоном.
Пересмотрите свое отношение к гаджетам. Как много времени вы им уделяете? Насколько часто проверяете почту, обновления ленты или новости? Выделяете ли вы себе дни, свободные от Интернета и цифровых устройств?
4. Будьте посредником и проводником в общении ребенка с цифровым миром.
Покажите ребенку, что Интернет и цифровые устройства — это не только развлечение, но и источник информации, кладезь знаний. Побуждайте детей исследовать, задавать вопросы, будьте и сами готовы отвечать и делиться опытом.
5. Обращайте внимание на качество контента, которым интересуется ребенок.
До 9 лет возможность доступа в Интернет и посещаемые ребенком сайты должны контролироваться родителями. Лучше, если в приоритете будут образовательные программы и сайты, которые помогали бы ребенку тренировать навыки внимания, общения, запоминания, стимулировали его познавательный интерес.
Желательно использовать функцию «родительский контроль», которая ограничивает список доступных для ребенка сайтов.
6. Обозначьте зоны (место, время), которые будут свободны от Интернета и цифровых устройств.
Никаких гаджетов в кровати или во время семейного обеда, поездки на природу. По возможности установите компьютер не в детской комнате. Устраивайте день без гаджетов для всей семьи.
Педиатры также рекомендуют избегать взаимодействия ребенка с цифровыми устройствами и экранами в течение 1 часа перед сном.
7. Помогите подростку понять принципы сетевой жизни и избежать возможных ошибок.
До 12 лет — лучше никаких соцсетей. Для подростка старше 12 лет важно присутствие в социальных сетях, ведь это период, когда он учится понимать себя, понимать, каков он в глазах других, и ищет одобрения окружающих.
Важно в этот момент быть рядом и помочь подростку лучше понять принципы сетевой жизни. Однако не включайте своих детей в число друзей в соцсетях и тем более не оставляйте комментариев на стене и под снимками — помните о праве ребенка на личное пространство.
8. Еще раз объясните ребенку разницу между виртуальным и реальным миром.
Убедитесь, что ребенок понял: только герой игры, которого уже застрелили, может вдруг встать и пойти, потому что ему спасли жизнь, и у него в запасе еще 5 жизней. А может ли такое быть в реале и сколько жизней у человека? Тем самым вы еще и заставите ребенка думать и относиться критически к тому, что ему предлагают Интернет и ТВ.
9. Предупреждайте о рисках.
В том возрасте, когда вы разрешаете ребенку гулять в Сети без вашего присмотра, ему нужно рассказать, какие там есть опасности. Важно объяснить:
про то, как реагировать на интернет-травлю;
про настройки приватности;
расскажите об опасных последствиях открытого доступа к персональной информации;
поговорите с ребенком о скачивании материалов и плагиате;
расскажите ребенку, что все, что мы публикуем в Интернете, попадает в публичный доступ и остается там навечно и что ко всему, что мы там находим, необходимо относиться критично и с осторожностью;
дайте понять ребенку, что он всегда может обратиться к вам в случае проблемы, не боясь, что вы его отчитаете.
Оставить комментарий
Ваш комментарий будет опубликован после модерации.