Узнать из тысячи
Авиапассажиров пропустят через биометрические сканеры. Сразу два американских перевозчика на этой неделе заявили о внедрении системы распознавания лиц в аэропортах. В тестовом режиме электронные гейты появятся и в Австралии. Есть ли будущее у биометрических сканеров в России? Где они работают? И почему московские аэропорты игнорируют новые технологии? Об этом — в материале Аэлиты Курмуковой.
Система биометрической видеоидентификации пассажиров работает всего в нескольких российских аэропортах. И, как правило, это региональные авиаузлы. В Южно-Сахалинске, к примеру, установлена система «Визирь», которая интегрирована с базой данных лиц, находящихся в розыске. Камера фиксирует лицо, сверяет его с имеющейся базой и отправляет сигнал полиции — все это за две секунды, сообщил вице-президент «Центра речевых технологий» Андрей Хрулев. «Эксплуатантами этих систем являются все-таки правоохранительные органы. Цена может быть самая различная, это зависит от объектов, но речь идет о единицах миллионов рублей. В аэропорту Саранска уже функционирует такая система. Некоторые аэропорты московского авиационного узла даже запроектировали эти системы, но ни в одном аэропорту пока на сегодняшний день не функционируют».
Если говорить о московском авиаузле, установка такой системы обойдется в 10-30 млн рублей. И понятно, что аэропорты не готовы платить за биометрический сканер, которым пользуются только правоохранительные органы.
Американцы, к примеру, с помощью технологии распознавания лиц планируют разгрузить пограничников и сотрудников авиакомпаний. Компания JetBlue Airways на следующей неделе начнет тестировать биометрические модули. При их использовании паспорт и посадочный не требуются — камера отсканирует лицо, сверит с базой данных и пропусти на борт. Однако не стоит исключать вероятность ошибки, говорит коммерческий директор компании «EkeyRUS биометрические системы» Константин Новиков: «Современные биометрические системы идентификации имеют вероятность ошибки 10 в минус седьмой степени, но это в не очень большой базе данных — 2 тыс. человек и так далее. Чем больше база данных, тем сильнее возрастает величина этой ошибки первого рода. Еще есть вторая ошибка — вероятность нераспознавания человека — я купил билет, прихожу, а меня не распознают».
Систему распознавания лиц собирается использовать и авиакомпания Delta. Биометрический сканер будут включать на стойках сдачи багажа, там же будет и паспортный контроль. Электронные гейты планируют внедрить и в австралийских аэропортах — первый появится в июле в Канберре. Идентификация по лицу — неизбежное будущее, говорит заместитель директора Института проблем информационной безопасности МГУ Анатолий Стрельцов: «Если вы любой свой гаджет посмотрите, там наверняка есть идентификация по лицу. Другой вопрос, какая информация собирается. Кконечно, есть опасность того, что она будет использована не по назначению. В связи с этим, естественно, возникает вопрос, что нужно было бы наладить четкий общественный контроль за порядком использования данной информации».
Facebook уже пару лет распознает нас среди миллионов пользователей и ставит метки. На стадионах биометрические сканеры выявляют болельщиков из черного списка. Российские банки также планируют ввести идентификацию клиентов по лицу. Если верификация пройдет успешно, для совершения операции не нужна будет ни пластиковая карта, ни пароль.
Во всем мире сегодня не более 2 тыс. автоматических биометрических модулей, половина из которых установлена в европейских аэропортах. По прогнозам экспертов, к 2020 году их будет втрое больше.
В России нет ни одного электронного гейта. Нормативная база пограничного контроля не позволяет использовать автоматические модули идентификации пассажиров.
Оставить комментарий
Ваш комментарий будет опубликован после модерации.