СОЛО на клавиатуре

Сферический Apple в вакууме

computerra
12.12.2008

iPhone 3G появился на российском рынке в начале октября. Мировые продажи начались гораздо раньше — в июле 2008 года. Если верить официальной статистике, опубликованной на сайте корпорации, смартфоны Apple второго поколения поставляются более чем в 70 стран мира. В течении одного квартала было реализовано почти семь миллионов устройств, в то время как за пять предыдущих, Apple смогла продать только 6,1 миллиона устройств первого поколения. По прогнозам независимых аналитиков, к концу года количество проданных телефонов достигнет 10—11 миллионов.

К сожалению, получить достоверную информацию о продажах iPhone 3G в различных странах нам не удалось. Российская пресс-служба Apple так прокомментировала ситуацию: «Комментарии и данные по iPhone 3G мы предоставить не сможем, поскольку бизнесом по этому продукту в России полностью занимаются операторы сотовой связи. Они поставляют iPhone в РФ, формируют ценовую политику, организуют рекламные кампании. У каждого из них свои подходы и, следовательно, — результаты». А еще в пресс-службе нам сказали следующее: «Компания не делится информацией о продажах по регионам. Даже не выделяет Европу на фоне мировых продаж. Такова политика, и достать цифры по отдельной стране не получится».

Почему не публикуются подобные данные? Думаю, что темпы продаж новинки, скажем так, очень неоднородны. И если в США и Западной Европе они действительно высоки, то в других странах устройство не пользуется ажиотажным спросом. Данных по России Apple не предоставляет. Однако независимые эксперты утверждают, что в течение месяца было реализовано не более 30-ти тысяч iPhone 3G. Причины называют разные: запоздалое появление устройства в российской рознице, отсутствие поддержки iTunes и так далее. Лично мне кажется, что успешным продажам мешают высокие цены и невыгодные тарифные планы российских операторов (c этим, конечно, можно поспорить, достаточно посмотреть на цены топовых смартфонов Nokia, для которых никаких особенных тарифных планов российские операторы сотовой связи не предлагают вообще. — прим. ред.). Ну да ладно, в конце концов, Россия никогда не была стратегически важным рынком для продуктов Apple.

Между тем, согласно опубликованным 21 октября показателям за четвёртый квартал 2008 финансового года (который завершился 27 сентября), оборот компании составил 7,9 миллиарда долларов, а чистая квартальная прибыль — 1,14 миллиарда долларов. Стив Джобс, глава корпорации, заявил: «Apple только что объявила о самом удачном квартале за всю историю существования компании, и во многом благодаря iPhone — мы продали больше телефонов, чем RIM (которая производит коммуникаторы BlackBerry). Мы пока не знаем, как экономический кризис отразится на Apple. Наша опора — линейки превосходных продуктов, самые талантливые сотрудники и лучшие покупатели. Плюс 25 миллиардов долларов на банковском счету — и ни цента долгов».

Его поддержал Питер Оппенхаймер, финансовый директор Apple: «Мы очень довольны 35-процентным ростом доходов и увеличением чистой прибыли на 9,1 миллиарда долларов за 2008 год. Ввиду неустойчивой экономической ситуации заглядывать в будущее довольно трудно, поэтому наши прогнозы на декабрь достаточно осторожны. Грамотный подход позволяет нам предполагать, что чистая прибыль составит 9—10 миллиардов долларов, а разводнённая прибыль — 1,06—1,35 доллара на акцию».

И это при том, что капитализация Apple снизилась практически вдвое за последние месяцы. Как это было? Самый тяжелый удар компания получила 29 сентября, во время массового обвала на Уолл Стрит цена акции Apple упала сразу на 18 процентов (в момент закрытия торгов на бирже NASDAQ за одну акцию давали $105,26). Процесс на этом не остановился, и в течение октября-ноября курс акций существенно колебался. Минимальная точка ($80,49) была пройдена 20 ноября, а сейчас наблюдается незначительный рост — 21 ноября за одну акцию давали уже $82,58. Если учесть, что в конце 2007 года одна акция Apple стоила порядка $200 — картина получается грустная. А главное, непонятно как ее сопоставить с оптимистичными заявлениями главы корпорации. Мы снова обратились за комментарием в пресс-службу и получили следующий ответ: «Apple никогда не обсуждает свой бизнес. Обсуждение финансового кризиса и положения компании на рынке — это спекуляция на тему, что Apple не поддерживает».

Мы с уважением относимся к позиции компании, но сложившаяся на рынке ситуация требует некоторых пояснений. Вам интересно, как можно достичь таких больших успехов при таком резком падении курса акций? Во-первых, говорить о результатах влияния экономического кризиса на деятельность IT-компаний (в т.ч. Apple) пока рано — скорее всего, они будут ощущаться не ранее начала 2009 календарного года. Во-вторых, стоит задуматься — а так ли велико будет это влияние? Ведь рыночная капитализация, это всего лишь экономический показатель, полученный при помощи несложного арифметического действия — умножения стоимости акций на их количество. Грубо говоря, это та цена, которую рынок готов заплатить за компанию в случае ее покупки. Но разве кто-то собирается продавать Apple? Я о таком не слышал.

Рыночная капитализация далеко не всегда отражает реальное состояние дел в компании, поскольку стоимость акций зависит от ожидаемых прибылей и биржевых спекуляций. Если судить только по этому показателю — мы увидим некий «сферический Apple в вакууме», который будет иметь мало общего с реальной корпорацией. Потому я предлагаю оставить цифирь биржевым спекулянтам и сосредоточить свое внимание на том, что действительно имеет значение — капитал в 25 миллиардов долларов и увеличение доходов компании на 35 процентов, выглядят куда более весомо, чем все биржевые показатели и заявления независимых аналитиков. Линейка продуктов Apple и производственные мощности также никуда не денутся. Другое дело, что в условиях кризиса неизбежно снизится покупательская активность. И прибыли Apple в этом случае будут меньше запланированных, особенно если учесть, что у компании практически нет предложений в нижнем ценовом сегменте. Однако, ничего фатального наверняка не случится и компания будет и далее радовать покупателей новыми гаджетами.

А что касается нынешнего финансового кризиса, то его влияние сильно преувеличено. В самом деле: лопнул мыльный пузырь кредитной системы. И что? Его, собственно для того и надували. Все, что сейчас происходит, только оздоровит мировую экономику. Жаль конечно, что при этом пострадают обыватели. Но, повторюсь, ничего фатального нас не ожидает. По крайней мере россиянам доводилось попадать в куда более крутые переделки. А в будущее стоит смотреть с оптимизмом — берите пример с Apple.


← назадоглавлениедалее →

Оставить комментарий


Ваш комментарий будет опубликован после модерации.


Rambler's Top100
ErgoSolo
© 1997— «ЭргоСОЛО»
Дизайн: Алексей Викторович Андреев
Вебмастер: Евгений Алексеевич Никитин
Пишите нам:
Звоните нам по тел. +7 (495) 995-82-95. Мы работаем круглосуточно. Прямо сейчас на все Ваши вопросы готова ответить наша служба поддержки:
Круглосуточная трансляция из офиса «ЭргоСОЛО»

Поможем бросить курить
Все права на материалы, находящиеся на сайте ergosolo.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Использование материалов сайта без разрешения ООО "ЭргоСоло" ЗАПРЕЩЕНО!