СОЛО на клавиатуре

Продвинутый пользователь: в памперсах и без или несколько слов о технике компьютерной безопасности

cybermama
22.10.2008

Ася Штейн

педагог, журналист

Сегодняшние дети учатся пользоваться компьютерной мышью раньше, чем горшком. Мы можем умиляться, глядя на кроху, уверенно управляющегося с кнопками мультимедийной клавиатуры или обреченно вздыхать, что в этом безумном, безумном, безумном мире человек с малых лет становится рабом «умной машины», но факт остается фактом: для наших детей компьютер столь же естественная часть среды обитания, как и автомобиль, телефон, стиральная машинка.

Вспоминается анекдотический, но вполне реальный случай. Девочку шести лет спрашивают на собеседовании в первый класс, что нужно приклеить на письмо, чтобы оно дошло. Малышка не может ответить на этот, в общем-то, незатейливый вопрос. Наконец учительница показывает ей марку. Выйдя с собеседования, девочка в недоумении говорит маме: «я все-таки никак не могу понять, зачем эту бумажку приклеивать на монитор». Как говорится, без комментариев…

С другой стороны, все чаще раздаются встревоженные голоса педагогов: год от года у детей падает уровень текстового мышления: так называется умение адекватно воспринимать, воспроизводить, интерпретировать разнообразные тексты, а также создавать собственные. Неумолимо растет процент детей, страдающих дисграфией и дислексией: расстройствами, связанными с нарушением письменной речи. Говоря проще, дети с трудом овладевают чтением и письмом. И все чаще звучат голоса, утверждающие, что причиной тому — раннее и чрезмерное увлечение компьютерами. Не отстают и психологи: дети, увлекающиеся компьютерными играми, часто страдают аутизмом, у них развивается агрессия, различные страхи и фобии. С ними солидарны и педиатры: длительное сидение за компьютером портит зрение, осанку, да и вообще неизвестно, какое влияние оказывает на не окрепший детский организм компьютерное излучение…

Перспектива, конечно, что и говорить, мрачная. Так и хочется навсегда оградить кроху от общения с дьявольской машиной. Но все же, задумаемся, так ли уж все беспросветно. Ведь и об остальных достижениях современной цивилизации, от атомной энергетики до трансплантологии рассказывают немало ужасов, но еще никому не удалось доказать, что до их изобретения люди были счастливее, здоровее, добрее или богаче. С другой стороны, никто не станет лечить насморк при помощи генной инженерии или разводить огурцы под атомным реактором, хоть и вырастают они там на диво крупные.

То же самое можно сказать и о компьютерах. Если использовать спасительный диск в качестве громоотвода от ребенка (сидит, мол, за монитором, не орет, не громит, ничего не требует, и ладно), то результат, конечно же, не замедлит сказаться. Компьютер станет для ребенка не только основным источником знаний о мире, но и суррогатом родительской любви, виртуальным стимулятором эмоций, которые он не дополучает в «реале». И тут уж не избежать всех тех бед — от близорукости до аутизма — о которых нам толкуют специалисты.

Но можно поступить и иначе. Ведь при разумном обращении компьютер может стать одним из средств общения и взаимодействия с малышом, отличным учебным пособием и даже источником вдохновения.

При помощи компьютера можно легко и просто научить ребенка читать и писать. Даже самым упрямым понравится печатать слова на компьютере, вставлять недостающие буквы, угадывать, что написали вы. Многим детям ужасно нравится, если родители оставляют им компьютерные «напоминалки», уходя на работу. Ведь гораздо интереснее скучных записок на холодильнике, когда в определенное время на мониторе появляется надпись: «Покорми птичку!», «Не опоздай в бассейн!». А когда грамота будет освоена, предложите малышу сочинять и самостоятельно записывать разные истории. А что, если начать выпуск настоящей электронной газеты или, если папа и мама владеют хотя бы начальными навыками веб-дизайна (это на самом деле совсем не сложно), открыть свою собственную домашнюю страничку в Интеренте?

Даже для самых маленьких пользователей можно найти в Интеренете подходящие сайты о природе, искусстве, других удивительный вещах. Не выходя из дома вы с малышом можете посетить виртуальный музей или принять участие в интеллектуальной олимпиаде.

Если кроха задал «умный вопрос», например, чем дышат лягушки или где самый высокий в мире вулкан, попробуйте вместе найти ответ во всемирной паутине. Еще никто не доказал, что умение пользоваться поисковыми системами отрицательно сказалось на интеллектуальном развитии!

При помощи компьютера можно рисовать и делать настоящие мультики (в этом вам помогут программы Flash и Fotoshop). Даже дошкольники способны создать настоящие анимационные шедевры. Только помните, что рисование на компьютере ни в коем случае не должны заменять рисования красками и карандашами на бумаги. Собственно, это замечание в равной мере относится и к письму. При помощи специальной приставки-синтезатора можно даже научить ребенка-дошкольника сочинять и записывать музыку.

Отдельно стоит сказать о компьютерных играх. Безусловно, продукты из серии «мочи все, что движется» никогда не должны появиться в вашем доме, но сегодня для детей выпускается масса качественных компьютерных игр практически для любого возраста, начиная с четырех-пяти лет. В зависимости от вкусов и склонностей вашего малыша вы можете выбрать подходящие «развивалки», действие которых развивается в джунглях или на пиратском корабле, в замке с привидениями или на дне океана. Освоить навыки чтения, математики, логики, письма рисования и музыки ребенку помогут герои его любимых мультфильмов и книг и даже…конструктора Lego. Ну, а если вашему крохе по вкусу самодельные куклы и игрушки, купите игры из серии «Маленький искатель», герои которой словно сшиты из старых носков и перчаток.

Ну, а чтобы компьютер не принес малышу физического и психологического вреда, необходимо соблюдать простые правила безопасности:

  1.  Правильно организуйте рабочее место. Ребенок должен сидеть на расстоянии 50—60 см от монитора, источник света располагаться слева от экрана.
  2.  Следите за тем, чтобы спина и ноги ребенка имели опору, так вы предотвратите ухудшение осанки.
  3. Самая большая нагрузка при работе с компьютером приходиться на органы зрения. Поэтому обратите внимание на качество вашего монитора: минимальная частота обновления экрана в рабочем режиме должна быть 85 Гц. Чтобы глаза отдыхали, делайте с ребенком специальные упражнения.

  4.  Для дошкольников рекомендуют проводить компьютерные уроки по 15 минут, для младших школьников — по 20 минут.
  5. Формируйте правильное отношение ребенка к компьютеру, это поможет избежать осложнений в будущем.

  6.  Подчеркивайте словом и действием, что эта «умная машина» — рабочий инструмент.
  7.  Покажите, что вы используете компьютер только для дела. Например, строите с его помощью графики или пишите статьи.
  8.  Не используйте агрессивные игры, чтобы расслабиться после работы или, хотя бы, не играйте в них при ребенке.
  9.  Не делайте из компьютера тайны за семью печатями, а, наоборот, обеспечьте свободный доступ к обучающим и развивающим программам.

Итак, за дело! Возьмем «на вооружение» девиз компании «IBM» — первого и самого крупного в мире производителя компьютеров: Машины должны работать. Люди должны думать! А научиться думать детям 21 века помогут компьютеры, умные и добрые машины.


← назадоглавлениедалее →

Комментарии

2009-05-18 11:19:24 — Власенко Борис Анатольевич

1. Photoshop, а не Fotoshop. 2. "Безусловно, продукты из серии «мочи все, что движется» никогда не должны появиться в вашем доме..." И будет ваш ребенок чувствовать себя одиноко в классе, жужжащем о прохождении очередной стрелялки. Я не за стрелялки. Я против "безусловно". Так можно договорится, что и тир ходить нельзя. 3. "масса качественных игр" - это хорошо. Плохо лишь то, что игры вредны не кровью и смертью (хотел бы я знать, кто это придумал) а тем, что это "игра". Это я как учитель информатики говорю. Для развития без разницы чем занимается ребенок: "мочит" монстров или опыляет цветочки на скорость. Этот человек вне развития. Я не против игр в принципе. Но на практике большинство игр, пусть их десять раз назовут развивающими, ничего для развития не дают. Может быть я "массу" проглядел? Дело не в том, что заложено в игру, а в том, как в нее играют! 4. Обновление монитора - 85 Hz. И что сделает несчастный родитель, увидев, что его ЖК монитор не в состоянии обновляться чаще, чем 75 раз в секунду? 5. Как совместить "Для дошкольников рекомендуют проводить компьютерные уроки по 15 минут, для младших школьников — по 20 минут." и "Многим детям ужасно нравится, если родители оставляют им компьютерные «напоминалки», уходя на работу. Ведь гораздо интереснее скучных записок на холодильнике, когда в определенное время на мониторе появляется надпись ..."? 6. "Правильно организуйте рабочее место. Ребенок должен сидеть на расстоянии 50—60 см от монитора, источник света располагаться слева от экрана" А зачем источник света СЛЕВА? Ребенок не пишет. Он смотрит на светящийся объект. Источник света должен быть за монитором. Спасибо. P.S. Я не злой, я - добрый :) Честное слово! Статья могла быть и основательней.


Оставить комментарий


Ваш комментарий будет опубликован после модерации.


Rambler's Top100
ErgoSolo
© 1997— «ЭргоСОЛО»
Дизайн: Алексей Викторович Андреев
Вебмастер: Евгений Алексеевич Никитин
Пишите нам:
Звоните нам по тел. +7 (495) 995-82-95. Мы работаем круглосуточно. Прямо сейчас на все Ваши вопросы готова ответить наша служба поддержки:
Круглосуточная трансляция из офиса «ЭргоСОЛО»

Поможем бросить курить
Все права на материалы, находящиеся на сайте ergosolo.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Использование материалов сайта без разрешения ООО "ЭргоСоло" ЗАПРЕЩЕНО!
return_links(); ?>