СОЛО на клавиатуре

Дважды СОЛИСТ — это звучит гордо!

30.01.2005

Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня я хочу познакомить Вас с очень интересным человеком. Казалось бы, зачем музыканту слепой метод набора? Аяз Эрнстович Зайни, скрипач из Казани, не просто прошел «СОЛО», а сделал это трижды за полгода, добившись отличных результатов!

Аяз Эрнстович Зайни

Здравствуйте! Меня зовут Аяз Эрнстович Зайни. Живу я в городе Казани. Мне 33 года, по профессии музыкант. Работаю в Театре Оперы и Балета им. М. Джалиля в оркестре. Играю на скрипке. Мы ездили на гастроли в Австрию, Швейцарию и Голландию. Вы бывали на балете «Лебединое озеро» П. И. Чайковского? Если да, то, наверное, знаете оттуда скрипичное соло? В нашем театре это соло исполняю я. Другими словами, я «солист оркестра».

Теперь я понял, почему стремился к «СОЛО на клавиатуре»! Был просто «солист оркестра», а теперь уже дважды СОЛИСТ! Звучит гордо, верно?!

3 декабря 2004 года я прошел «СОЛО» в третий раз. Вы спросите, почему я пошёл на третий заход? Я и сам толком не смогу на это ответить. Наверное, из-за того, чтобы доказать самому себе, что я не хуже других солистов. Что и я смогу пройти программу 3 раза.

После прохождения программы в первый раз я остался недоволен своими результатами. Может быть, потому что я максималист по натуре. Если что-то выполнено так себе, то оно для меня не имеет ценности. Не знаю, хорошо это или плохо?

Как я открыл для себя «СОЛО на клавиатуре»? Год назад мы купили компьютер и пригласили молодого компьютерщика. Он сел за компьютер и как начал «строчить» по клавишам! Мышкой он практически не пользовался, сказал, что это долго и неудобно. С того момента люди, которые с клавиатурой «на ты», меня просто восхищают! Тогда я и загорелся желанием освоить клавиатуру.

Через полгода я увидел диск с названием «Клавиатурные тренажёры», на котором была седьмая версия «СОЛО». Я купил этот диск и начал занятия по программе тогда ещё не известного мне автора. Когда я прошел первые 40 упражнений, мы решили выписать по почте лицензионный диск «СОЛО на клавиатуре 8.8».

Вместе со мной курс прошла и моя жена Резеда. Она журналист, раньше работала в газете, а сейчас преподает в Казанском Университете и недавно защитила кандидатскую диссертацию. Жена прошла курс только один раз, не так быстро, как я, и с большими перерывами между занятиями. Но всё же дошла до конца и выполнила все 100 заданий. А сейчас… о, сколько удовольствия! Она говорит: «Я действительно умею набирать слепым десятипальцевым методом! Как здорово! Не надо смотреть на клавиатуру. Я умею, у меня получается!»

Я сказал Резеде: «Слушай! А ведь у вас в университете есть свой альманах, в котором публикуются научные статьи молодых учёных, методические работы и многое другое. Что если там попробовать с рекламой СОЛО?»

Конечно, сейчас за так чужую рекламу вряд ли кто опубликует. Но вдруг получится?

Теперь, уже пройдя курс, невольно начинаю наблюдать за людьми, которые сидят за компьютерами, и смотрю на то, как они набирают. Двумя-четырьмя пальцами! Ловлю себя на мысли: какой же большой процент компьютерной безграмотности у нас в стране! Редко встретишь того, кто набирал бы всеми десятью пальцами!

Я понимаю, что сейчас реклама очень дорогая. Но чтобы о «СОЛО» узнало как можно больше людей, можно было бы отснять видеоролик и показывать его, например, в какой-нибудь передаче о компьютерах. Показывать, как наши начальники, большие и солидные, тыкают одним пальчиком по клавиатуре. Порой они очень похожи на малышей с сосками во рту, играющих в песочнице и ковыряющих в носу! Потом показать, как приятно смотреть на человека, умеющего набирать слепым методом. Пусть им будет стыдно!

А вообще-то (это моё мнение), курс «СОЛО на клавиатуре» должны проходить все без исключения! Начиная уже со школьной скамьи. Это нужно ввести в учебную программу всех образовательных учреждений. Ведь это то же самое, что и умение писать!

Хочу Вам предложить почитать дневник, который я вел во время первого прохождения курса.

Упражнение 65.3.

«Наш курс оказывает Вам сопротивление, но Вы сможете это сопротивление одолеть, не так ли? Мы этого хотим, Вы этого хотите. Когда интересы двух людей совпадают, то результат бывает ошеломляющим.»

Бьюсь уже третий день. Сложные слова «принтер», «компьютер» и прыжки с верхнего ряда на нижний ряд. Без подготовки очень сложно попасть. Прыжки между буквами «н» и «т», «м» и «е». Для них я бы посоветовал дополнительное упражнение.

А может быть, и не стоит… Кому будет нужно, тот сам отдельно потренируется, например, как сделал это я. Круговоротное движение для левой руки в слове «писали». Сложность в переходе с буквы «и» на «с», наверное, это с непривычки.

Упражнение 66.3

Второе слово «мягкость» написано неверно, наверное, это проделки Миксанатика? Написано оно так — «мячгкость»! Чтобы программа правильно приняла задание, так и приходиться писать! Оказывается, я далеко не единственный, который увидел эту ошибку, о чем и пишется в следующем 67-ом задании.

Упражнение 67.3

Сложное слово «сканер». Сложность перехода с буквы «с» на букву «к», если руку после буквы «с» не возвращать на исходное положение ФЫВА. А ведь с каждым разом, хотя и немного, но появляется уверенность, при которой пальцы начинают бегать в разные стороны, да еще с прыжками — мол, смотрите, как мы можем. Выполняя огромное 67-ое упражнение, я увлекся работой и, читая результат после прохождения очередного задания, обнаружил, что начал читать медленнее. Оказывается, я автоматически как бы стал набирать буквы. Я читаю, а пальцы во время чтения будто тянутся к клавишам. Наверное, потому что я, когда набираю текст, всегда проговариваю слова или буквы. И всегда что-то бубню себе под нос.

Упражнение 68.1

Фамилия «Шахиджанян» у меня получилась почти сразу же и особой трудности не представляла. Но с формулировкой «Шахиджанян ужасный человек» я не согласен! Может быть, немного странный, но никак не ужасный. Скорее всего, это слово можно поменять на «настойчивый», «требовательный», но всё же добрый учитель.

При выполнении этого задания обратил внимание на мальчика (может быть, он и есть Миксанатик?) с рыжими волосами, сидящего за компьютером и делающего то же самое, что и я. Обычно это разнохарактерные кривляния, почесывания и «стрельба глазами». Особенно мне нравится его ковыряния в носу. А еще есть у него как бы реклама, когда он сидит и подпиливает свои ногти. Думаю, он хочет сказать, что если у Вас будут огромные ногти, это будет Вам мешать при наборе. Но в этот раз я обратил на него внимание, потому что меня поразило такое зрелище: малыш сидел и, можно сказать, двумя руками «валил аккордами», как будто он играл на фортепьяно, а не на клавиатуре. Причем не просто играл, а играл концерт П. И. Чайковского!

Упражнение 70.4

При выполнении этого задания в слове «второй» все три раза допускаю ошибку! Вместо «второй» упорно пишу «вторай». Часто путаю симметричные буквы. Вместо «о» это «а», или наоборот. Вместо «б» получается почему-то «с». Заранее уже известно, какими у меня будут ошибки. Это зеркальные, или засиделся чуть дольше, чем обычно, на одной клавише, или немного промахнулся, попал между клавишами, и получились две буквы вместо одной. Одним словом, «ну, не шмогла я, не шмогла!»

Упражнение 71.1

В этом задании впервые появляются точка и запятая. Набирая предыдущие задания, мы, ученики, уже усвоили, что если последнюю букву нажимаешь левой рукой, то пробел, естественно, правой, и наоборот. Но как быть в этом упражнении, когда после «о» следом идёт запятая, которую мы берём шифт + точка= запятая. Значит после буквы «о» в процессе участвовали оба мизинца. Вопрос, какой рукой далее нажимать клавишу «пробел»? Я подумал и решил: после пробела идёт буква «о» наверное, целесообразнее будет, если пробел будем всё же нажимать левой рукой. Может быть, я и прав?!

И ещё одно неудобство: после каждого слова на автомате нажимается клавиша пробел. А здесь перед запятой этого уже делать нельзя! Что делать, придётся себя контролировать.

Пожалуй, не стоит все усложнять и придумывать новые правила, когда приходится пользоваться клавишей Shift. Иначе легко запутаться. Надо, как и прежде, ориентироваться на последнюю букву или знак. Например, пробел после прописной буквы «А» нужно нажимать правой рукой, а после запятой — левой.

Вообще же, пользоваться стандартной компьютерной раскладкой не очень удобно. Гораздо легче и быстрее набирать знаки препинания вообще без шифта, для чего достаточно поменять раскладку на машинописную. Цифры в этом случае удобнее набирать на дополнительной клавиатуре.

Упражнение 72.1

Выполняя это задание, прошёл без единой ошибки целые 50 строчек. И что вы думаете? На последней строчке, как и в других упражнениях, после слова нажал пробел. А в этом задании в конце стояла точка. Все запорол, вместо желаемого 5 получил, в результате, оценку 4, обидно! Придётся заново всё переделывать! А текст-то не хиленький!

Наверное, досадные ошибки в последней строчке и даже в последнем знаке длинного упражнения были у каждого солиста. Конечно, видеть у себя одни пятерки очень приятно. И повторение тоже полезно. Но стоит ли переделывать такие задания по много раз, добиваясь их безупречного выполнения? Ведь иногда на это уходит очень много времени и нервов. Конечно, каждый сам решает для себя этот вопрос. Но мне кажется, что в данном случае, особенно, при первом прохождении курса, вполне можно идти дальше. Ведь оценку при желании можно будет исправить в любой момент.

Упражнение 74.3

Во время выполнения этого задания выскакивали ошибки при нажатии прописных букв. Это совместное нажатие на клавиши хуже всего получается. Правую клавишу Shift не могу никак найти. «Ашибка» часто получается из-за того, что я клавиши нажимаю попеременно, а не вместе. Сначала Shift отпускаю, затем букву.

Упражнение 75.1

Прошли букву «ё», а теперь вместо неё пишем везде букву «е»? Зачем тогда нужна эта буква, если её не использовать?

Действительно, буква «ё» оказалась в программе незаслуженно обиженной. Тут дело в том, что на разных клавиатурах и раскладках она находится в разных местах, и мы опасались, что из-за этого могут возникнуть сложности. В следующей версии мы постараемся уделить ей побольше внимания.

Упражнение 77.1

Сложное задание. Очень много названий сигарет. Но сигарет с названием «Миксанатик» я ещё не встречал! Уже шесть лет не курю, бросил эту зловредную, мерзкую, ужасную и вонючую привычку! Ошибки, которые я допустил в программе «СОЛО на клавиатуре», ничто по сравнению с курением!

Но, похоже, я скоро поверю в то, что я действительно курю! У меня постоянно вылезают в этом упражнении ошибки, которые В. В. Шахиджанян комментирует так: «А может быть, все ошибки из-за того, что Вы курите»? Хочешь или не хочешь, а тут возьмёшь да и поверишь!

Да, хорошо, что есть такие упражнения в программе, которые направлены на борьбу с курением! Да, это замечательно! Но… одно но! А есть ли толк из такого рода антирекламы табачных изделий? Написал ли кто-нибудь из проходивших программу «СОЛО на клавиатуре», что ему это упражнение действительно помогло бросить курить?

Упражнение 77.3

Наверное, я скоро побью рекорд по числу ошибок, сделанных в программе «СОЛО на клавиатуре»!

Наконец-то я выполнил это упражнение! Правда, на вторые сутки долбёжки, но всё-таки я сделал его! Очень длинное, 90 строк. Почему это упражнение вызвало у меня трудность при его выполнении? Потому что при наборе этого задания нормальная моя скорость 130-140 знаков в минуту. Мне удобно набирать в этом темпе. А задание-то длинное, после 35-ой строки начинаются ошибки, терпения не хватает, и концентрация ослабевает. Котелок перестаёт варить. О каком уж тут курении может идти речь? Любой шорох сбивает с толку!

Я последовал совету делать всё спокойно и не торопиться. И у меня получилось! Набирал я долго, 26 минут и 30 секунд, а скорость на отдельных участках падала до 37 знаков в минуту. Выводы я для себя сделал: медленно набирать труднее всего, зато это даёт шанс закончить упражнение. Вот так, дорогие друзья по клавишам! Не торопитесь! Жизнь и так коротка! Ловите кайф!

Упражнение 77.4

Получилось со второй попытки и на 5. На отдельных участках скорость падала до 16 знаков в минуту. Это, наверное, самая низкая скорость среди всех учеников, проходивших «СОЛО»! Я в глубине души надеюсь тоже попасть в число рекордсменов программы. Не хорошим, так плохим показателем — лишь бы вылезти! Славы, наверное, хочется?!

Упражнение 77.7

Долблю это упражнение уже очень долго. Но никак на отлично ещё не тяну! Очень мне нравится ваша образность в изречениях. «Не надо барабанить в жутком темпе по клавиатуре. Клавиатура не барабан, а пальцы не палочки». Читая этот текст, я не только улыбаюсь, но и смеюсь. Пока что идут ошибки! Но я решил взять упорством. Может быть, появится некоторый автоматизм после многочисленных повторов. А пока продолжу выполнение задания!

Упражнение 79.3

Это задание я выполнил с первого раза, но душевного удовольствия не получил, хотя всё сделал на отлично. У меня единственная проблема. Вы всегда просите медленнее набирать, не торопиться! Я стараюсь всё так и выполнять. Но когда я начинаю набор в медленном темпе, у меня голова перестаёт работать. Написав буквально три-четыре строки, я зацикливаюсь. Начинается судорожный поиск букв. Написав букву, порой нужно несколько секунд, чтобы сообразить, где же находится следующая буква. А если набирать в более быстром темпе, то такого не происходит. Пальцы сами находят свою клавишу, но также и ошибок становится больше.

Пожалуйста, посоветуйте что-нибудь!? Что в этих ситуациях и на данном этапе можно предпринять? Если не для меня, то для других компьютЕриков, у которых возникнут такие загвоздки.

Что тут можно посоветовать? На мой взгляд, лучше всего набирать в комфортном для себя темпе. Торопиться, конечно, не следует. Но и очень сильно снижать скорость, если Вы можете набирать намного быстрее, тоже не стоит. При медленном наборе Вы раздумываете над каждой буквой и рискуете запутаться, как сороконожка, задумавшаяся над тем, в каком порядке она переставляет свои лапки. Ваши пальцы могут работать гораздо быстрее. Вы же хотите добиться автоматизма? Вот и позвольте пальцам действовать самостоятельно. Пусть будут ошибки, не бойтесь их. Постепенно Вы приобретете опыт, и их станет меньше. Конечно, если ошибок слишком уж много, тут уж пока не до автоматизма. Придется набирать помедленнее.

Упражнение 81.

Я открыл для себя одну вещь. Когда выполняешь задание, то часто в первый раз оно не получается, потому что текст не знаком. А второй и третий раз набор идёт легче, потому что текст мы уже знаем, и набор трудности особой не составляет. Я к чему это? Просто  В. В. Шахиджанян просит всегда читать объяснения и вступительные тексты. Да понятно, я всё это читаю. Но одно но! Я пропускаю всегда текст самого задания. Зачем, мол, читать то, что сейчас будешь набирать?! Время только тратить зря! А сейчас думаю, что, когда человек читает сначала текст, он знакомится с ним, и текст закладывается в подсознание. В дальнейшем воспроизвести этот текст гораздо легче, чем на ходу думать и набирать новые слова. Но это пока, пока мы ещё не стали настоящими солистами. И у нас не появился этот волшебный дар — автоматизм!

В одном из заданий (80.6) пришлось набирать одни только имена и фамилии. Задание большое, и некоторые фамилии вообще для меня незнакомы, я их никогда не слышал. А случилось то, что я дошёл до очередной фамилии и… остановился в размышлениях. Квадратик, который указывает какую букву предстоит набрать, остановился то ли на букве «Ш», то ли «Щ». И непонятно, потому что хвостик от буквы «Щ» он всегда закрывает. Я долго думал и произносил вслух эту фамилию то с одной, то с другой буквой. Тогда только и решил, с какой буквой написать эту фамилию. А если бы я заранее всё прочитал, то этого бы не случилось!

А пока что я хочу, чтобы у меня появился автоматизм! Я хочу и буду стремиться к этому желанному автоматизму! Я жду тебя, автоматизм!

Упражнение 85.1

Внимательно прочитал все наставления и рекомендации к этому заданию. И упражнение получилось с первого раза без единой ошибки! Я этому очень обрадовался. Правда, скорость была небольшая — 72 знака в минуту. В начале задания было сказано: «Если кто-то сумеет набрать этот текст без единой опечатки, тогда знайте, Вы — гений». Так вот, гением я себя не считаю. Просто я придерживался всех советов. Владимир Владимирович ещё говорит, что если сделанное упражнение не доставило удовольствия, то не стоит спешить и переходить к следующему. Лучше его повторить. Так я и сделал, потому что меня не удовлетворила скорость набора в этом упражнении. Второе выполнение этого задания шло как по накатанной дорожке. Скорость чуть повысилась и составила 109 знаков в минуту, а оценка осталась неизменной.

Упражнение 86.4

Я, конечно, не из школы для умственно отсталых, но всё же непонятно объяснение к этому заданию. «Теперь как бы цифровые гаммы, используя верхний цифровой ряд клавиатуры». Как я понял, верхний цифровой ряд — это ряд, находящийся над основными (буквенными) рядами. И как понять продолжение? «Сначала пойдем слева направо. Набирайте по две строчки: нижний ряд, средний и верхний». Разве у верхнего цифрового ряда есть нижний, средний и верхние ряды? Как я понял, вышеперечисленные ряды относятся к дополнительной клавиатуре, которая находится в крайней правой части клавиатуры. Решил я так выйти из этой ситуации. Сначала я прошёл цифры с основного положения ФЫВА ОЛДЖ, с обратным возвращением в исходное положение. Затем уже с постановкой непосредственно на верхнем цифровом ряде. И напоследок перешёл на дополнительную зону клавиатуры. Самой трудной оказалась дополнительная клавиатура, она себя проявила на 86.9 упражнение. Но это нас не сломило! Вот так!

Да, это упражнение нужно выполнять сначала на основной клавиатуре, а затем на дополнительной. Но если дополнительной клавиатуры нет, например, на ноутбуке, то придется ограничиться верхним цифровым рядом.

Упражнение 90.

В этом задании в тексте я набирал строчку: «Я постараюсь развить свою скорость и достичь 200 знаков в минуту!» К сожалению, этого мне достичь не удалось. Скорость в безошибочном наборе составила 117 знаков в минуту. Конечно, можно и до 200 знаков развить скорость, но кому она будет нужна, если в каждом слове будет ошибка?!

На мой взгляд, можно и нужно вставить в программу (после 70-х, 80-х упражнений) интересные тексты с сюжетом! Потому что, хотя я и понимаю, для чего мы набираем одни и те же слова и фразы многократно, но всё же хочется набирать тексты с увлечением, набирать что-нибудь этакое! Не раз замечал: когда набираешь что-то интересное, внимание приковывается к содержанию, и время летит незаметно. Не приходиться ждать долгожданного конца — «когда же закончится это нудятина?» Этим ни в коей мере не хочу обидеть авторов программы! Просто, ничего не убирая из программы, можно добавить тексты. Например, старые легенды, притчи, истории.

На первое прохождение «СОЛО на клавиатуре» у меня ушло 42 часа и 23 дня, хотя я предполагал пройти его за месяц.

Экзамен набрал за 10 минут. Программа выдала результат: 157 знаков в минуту и 14 ошибок. Это значит, что я недостаточно владею клавиатурой. Я и сам думал, ещё не окончив весь курс, что надо будет хотя бы раз пройти его заново. Думаю, что на это мой учитель Владимир Владимирович Шахиджанян не рассердится.

Я бы посоветовал всем солистам пройти курс «СОЛО на клавиатуре» во второй раз! Это даст вам не только дополнительную скорость, но и поможет лучше почувствовать клавиатуру, закрепить то, что вы получили, пройдя курс в первый раз. Те же самые слова вы начнёте воспринимать по-другому.

В первый раз, проходя программу, я набирал слова медленно, как бы ища каждую букву и возвращаясь после каждой буквы в основную позицию.

Теперь это получается гораздо проворнее, ведь я свободно ориентируюсь во всех рядах, и пальцы уже сами находят нужные буквы. А если буквы в слове расположены в одном ряду, предположим, в верхнем, то после написания одной буквы уже не нужно возвращаться в основное положение. И это радует; радует, что ты уже не новичок!

Чувствую, что слабым местом у меня до сих пор остались знаки препинания: (;), (:), а также (№), *, _, +. Я хотел бы, чтобы побольше было заданий с применением этих клавиш, потому что они реже употребляются, и их напрочь забываешь.

Так же обстоят дела с твёрдым знаком. То его долго нет и нет, то он раз — и выскочит! Или появится в 82-ом упражнение всего на пять строчек. И на этом все? Так дело не пойдёт! «Буквочка»-то трудная, надо бы её получше узнать!

Хочется подробнее узнать, как правильно пользоваться остальными клавишами. Какими пальцами правильно набирать те клавиши, которые мы вообще не затронули в изучении: End, Page Down, стрелки курсора и т.д.? На своё усмотрение? Или же, когда придётся их набирать, можно смотреть на клавиатуру! Подскажите, пожалуйста!

Дополнительные клавиши обычно нажимают, глядя на клавиатуру. Хотя некоторые из них при соответствующей тренировке можно научиться набирать и вслепую. Но тут трудно дать общий для всех совет, потому что расположение этих клавиш зависит от модели клавиатуры. Кроме того, не все пользуются ими одинаково часто.

Основные достоинства программы? Она мне просто нравится, и достойного конкурента ей я ещё не видел! Интересно читать, интересно слушать самого автора, интересно заниматься, потому что есть стимул, азарт — как в компьютерной игре. Хочется достичь 100 задания!

Мне хотелось бы, чтобы в программе было побольше видеоматериала, и со звуком. «СОЛО» не хватает красочности! На мой взгляд, не помешали бы какие-нибудь музыкальные паузы или видеоклипы на природе с участием автора программы Владимира Владимировича Шахиджаняна и его команды. А может быть, ещё и с солистами. (Может, это удастся сделать в следующих версиях программы?)

В 97-ом упражнении В. В. Шахиджанян говорит: «Я готов плясать лезгинку, лишь бы Вы проявили волю и окончили весь курс!»

Я курс прошел уже в третий раз! Результат экзамена: 7 минут, 212 знаков, 7 ошибок. А Вы, Владимир Владимирович, лезгинку еще не сплясали! Предлагаю в последующих версиях программы «СОЛО на клавиатуре» в качестве приза для тех, кто успешно пройдёт 100-ое задание, показать видеоклип, в котором Владимир Владимирович Шахиджанян будет демонстрировать лезгинку. Это был бы незабываемый номер, действительно выражающий радость ученика и учителя!

Мне было приятно увидеть себя в рейтинге, как, наверное, и другим солистам. И я рад, что успешно сдал экзамен в «СОЛО-онлайн» и скоро получу сертификат с личной подписью В. В. Шахиджаняна о том, что я действительно прошёл курс в школе «СОЛО на клавиатуре»!

Спасибо огромное всем, кто принимал участие в создании этой программы! Молодцы! Я остался доволен тем, что с вами всеми познакомился (хотя и заочно) и открыл для себя новые возможности!

Аяз Эрнстович Зайни,
г. Казань

Спасибо Вам, Аяз Эрнстович, за подробный рассказ. Уверена, что Ваш опыт поможет многим начинающим солистам. Впереди у Вас еще английский курс. Я надеюсь, что Вы справитесь с ним так же успешно и скоро снова поделитесь с нами своими впечатлениями.

А на сегодня все.

Ваша Валерия Вадимовна Мартемьянова


← назадоглавлениедалее →

Оставить комментарий


Ваш комментарий будет опубликован после модерации.


Rambler's Top100
ErgoSolo
© 1997— «ЭргоСОЛО»
Дизайн: Алексей Викторович Андреев
Вебмастер: Евгений Алексеевич Никитин
Пишите нам:
Звоните нам по тел. +7 (495) 995-82-95. Мы работаем круглосуточно. Прямо сейчас на все Ваши вопросы готова ответить наша служба поддержки:
Круглосуточная трансляция из офиса «ЭргоСОЛО»

Поможем бросить курить
Все права на материалы, находящиеся на сайте ergosolo.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Использование материалов сайта без разрешения ООО "ЭргоСоло" ЗАПРЕЩЕНО!
return_links(); ?>