СОЛО на клавиатуре

Вместо Дворака и QWERTY

Тостер
09.06.2009

Вообще-то мы хотели рассказать вам историю о том, как Питер Крауслер устроил в своем компьютере гонки клавиатурных раскладок, однако потом поняли, что это невозможно сделать без обширного экскурса в историю этих самых раскладок. К чему и приступаем.

Когда Кристофер Шоулс (Christopher Sholes) и Самуэль Суле (Samuel Soule) придумали в конце шестидесятых годов позапрошлого века печатную машинку, они разместили клавиши в два ряда, на которых были последовательно изображены буквы от A до Z. Молоточки с оттисками символов составляли круг в стиле Фрица Ланга. При последовательном нажатии на две соседние клавиши они застревали, останавливая работу и заставляя оператора вручную исправлять положение. Тогда с помощью шурина (а может, деверя, а может, свояка — английский язык богат на значения слова broher-in-law) Шоулс сделал другой вариант клавиатуры, на котором самые частотные двухбуквенные комбинации были разнесены по разным краям механизма. Так появилась монополизировавшая мир раскладка QWERTY. Все это произошло уже в середине семидесятых, когда машинку Щоулса и Суле начал выпускать завод Ремингтона. Легенда гласит, что коммивояжеры демонстрировали покупателям скорость печати, бойко выстукивая на клавиатуре слово typewriter, все буквы которого расположены в верхнем ряду.

В 1932 году профессор Вашингтонского государственного университета Огуст Дворак (August Dvorak) провел масштабные исследования того, как люди печатают. В результате этих изысканий была издана монография и нарисована приницпиально новая раскладка клавиатуры. Дворак поместил в центральный ряд самые популярные буквы латинского алфавита, в верхний — менее частотные, и в нижний — самые редкие. Кроме того, он внес ряд дополнительных изменений — например, отодвинул все гласные в левую часть клавиатуры. Дворак заявил, что его раскладка гораздо эргономичнее QWERTY и позволяет печатать тексты чуть ли не на 70% быстрее. Ломать стандарты, однако — дело неблагодарное, и нововведение не прижилось.

Как обстоят дела на самом деле, вопрос сложный. Спор о превосходстве клавиатуры Дворака над QWERTY — это священная война меньшинства с большинством. Одна сторона утверждает, что в результате экспериментов, проведенных Военно-морским флотом США в 1944 году, было установлено, что раскладка Дворака действительно эффективнее стандартной. Другая говорит, что эксперименты были подстроены, а Дворак был жуликом, который хотел подмять под себя индустрию печатных машинок. Пожалуй, самая серьезная статья в поддержку последнего предположения была опубликована в номере Journal of Law and Economics за апрель 1990 года — S. J. Liebowitz, S. E. Margolis, The Fable of the Keys. Сжатый, но дельный ответ на нее есть у поклонника клавиатуры Дворака Маркуса Брукса (Marcus Brooks). Брукс излагает убедительнее.

Кстати, гораздо больше доверия, чем все эти маленькие исследования, вызывают свидетельства очевидцев, который установили на свои компьютеры раскладку Дворака и после пары месяцев упражненнй обнаружили, что их скорость набора и в самом деле значительно увеличилась. Поставить опыт каждый сомневающийся может поставить в домашних условиях: драйвер для клавиатуры Дворака входит в стандартную поставку Microsoft Windows, а наклейки продаются во всяком приличном компьютерном магазине.

Лишь теперь, собственно, мы переходим к новостям из мира раскладок. Недавно программист из Cray Питер Крауслер (Peter Klausler), страдающий от боли в кистях рук, решил составить еще более удобную раскладку клавиатуры, чем у Дворака. Заметив, что от двораковской клавиатуры руки болят меньше, он попробовал рассчитать дополнительную коррекцию с поправкой на то, что профессор все-таки составлял свою схему в докомпьютерную эпоху.

Новую раскладку Крауслер стал подбирать по «генетическому принципу». Взяв в качестве исходного материала 4096 составленных случайным образом комбинаций, он начал раз за разом прогонять их через специальные тесты, отбирая в конце каждого раунда самые удачные и меняя в них с определенной вероятностью символы. В качестве отборочного алгоритма использовались несколько правил. К примеру, предполагалось, что в нормальном положении пальцы нависают над средним рядом; за каждое движение руки вверх или вниз начисляется штрафное очко; за необходимость последовательного нажатия двух пальцев одной рукой — три очка; и так далее. Скармливая раскладкам мегабайты текстов из Гутенберговского проекта (в том числе всего Шекспира и Библию короля Иакова), 100 000 строк кода на C и свой почтовый архив за 10 лет, Крауслер измерял скорость, которая требовалась им для виртуального «набора» этих текстов. Вот что у него получилось после нескольких дней естественного отбора:

Раскладка Дворака. Результат: 32129548
' , . p y f g c r l
a o e u i d h t n s
; q j k x b m w v z

Раскладка Шоулса. Результат: 59514344
q w e r t y u i o p
a s d f g h j k l ;
z x c v b n m , . '

Идеальная раскладка. Результат: 28281895
k , u y p w l m f c
o a e i d r n t h s
q . ' ; z x v g b j

Последний вариант, как видите, очень напоминает двораковский, хотя немного от него все-таки отличается. Сейчас Крауслер перепрограммировал свою старую клавиатуру на новый лад и проводит бета-тестирование, в котором могут принять участие все праздношатающиеся желающие.

Конечно, результаты, полученные Крауслером, нельзя считать последней инстанцией. Во-первых, не совсем понятно, зачем в его корпусе текстов так много архаичной литературы — ведь многие частотные короткие слова (например, thee или whilst) со времен Иакова стали использоваться значительно реже. Во-вторых, если следовать такой логике, отдельные клавиатуры нужно делать для каждой подпрофессии: например, для программистов на C, для программистов на Perl, для машинисток в издательствах бульварной литературы. Для звукозаписывающей компании, издающей сборник текстов группы «Ленинград», придется придумать такую раскладку, где в центре будут буквы «Й», «У» и «Х». Для подростков — с двоеточием, скобкой, «Ф», «Ц», чтобы они могли быстрее писать фразы вроде «будем сегодня у пирогоффф фстречацца ::::::::)))))))))))». Ну и так далее.

Вообще, господа программисты, было бы неплохо, если бы кто-нибудь из вас нашел время и проанализировал с помощью крауслеровского алгоритма тексты из библиотеки Мошкова: в качестве исходной посылки можно предположить, что раскладка ЯВЕРТЫ вызывает у нас головную боль, а ЙЦУКЕН не кажется достатоно обоснованной с научной точки зрения. Все исходные тексты на C открыты. И себя развлечете, и сделаете полезное дело.


← назадоглавлениедалее →

Комментарии

2009-06-09 00:21:30 — Шариков Поликарп Поликарпыч

Сделал уже, Дмитрий Зубачёв. Тока раскладка не пошла, и сайт умер. :(


2011-02-20 15:26:18 — Ant

Ну, идея, может и хороша, но результат что-то сомнительный: очень распространенное для английского сочетание "th", например при наборе мало того, что расположено под соседними пальцами, так еще с переходом от более сильного пальца к мезинцу. Для тех, кто еще не имеет сколь-нибудь ощутимого опыта слепой печати такое соседство может и покажется удобным, но на деле это не очень хорошо. "За необходимость последовательного нажатия двух пальцев одной рукой — три очка" - судя по результату - это все-таки штрафные очки - гласные слева, согласные справа, но за соседние пальцы надо было давать еще больший штраф. Лично я считаю что принцип чередования рук как в раскладке Colemak действительно повышает скорость. ЙЦУКЕН - хотя в целом и удобная - сама по себе весьма потворствует естественнм опечаткам - чего стоят симметрично расположенные под одинаковые зеркальные позиции пальцев похожие букуы а-о, к-г. Буквосочетание "ть" тоже при расположении рук для слепой печати неудобно (хотя до слепой печати всегда нравилось).


2012-03-25 15:23:44 — Andew

Да, про а-о это точно. Вот прошёл Соло - и сейчас на стамине полируюсь. Реально что-бы а-о не путать надо повышать внимание и где-то выходит более-менее через минут десять после начала процесса. Это также касается и некоторых друких симметричных клавиш к-м-т-г во всех возможных комбинациях пар.


Оставить комментарий


Ваш комментарий будет опубликован после модерации.


Rambler's Top100
ErgoSolo
© 1997— «ЭргоСОЛО»
Дизайн: Алексей Викторович Андреев
Вебмастер: Евгений Алексеевич Никитин
Пишите нам:
Звоните нам по тел. +7 (495) 995-82-95. Мы работаем круглосуточно. Прямо сейчас на все Ваши вопросы готова ответить наша служба поддержки:
Круглосуточная трансляция из офиса «ЭргоСОЛО»

Поможем бросить курить
Все права на материалы, находящиеся на сайте ergosolo.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Использование материалов сайта без разрешения ООО "ЭргоСоло" ЗАПРЕЩЕНО!
return_links(); ?>