СОЛО на клавиатуре

Организация работы ребенка на компьютере

diaghilev.perm.ru
10.10.2007

В последние годы явно вырос интерес к применению компьютеров в быту. Такие известные фирмы, как IBM, Apple и многие другие создали компьютеры, предназначенные специально для этих целей. Разработчики программ, занимающие солидное положение в мире бизнеса, неожиданно переключили свое внимание на сферу образования и развлечения для взрослых и детей в домашних условиях. А авторы и издатели обучающих программ для школ в своих новейших разработках имеют в виду и их применение в кругу семьи. Чем же это вызвано? Почему так возрос интерес к домашнему применению компьютеров особенно среди родителей? В известном смысле, всем этим мы обязаны достижениям промышленности. Персональный компьютер уже не диковинка, и интерес к нему не объяснишь обычным интересом к новинке. Напротив, микрокомпьютеры стали чем-то обычным в нашей повседневной жизни. Взрослые используют их на работе, дети познают их секреты в школе, и мы встречаемся с ними каждый день где угодно — в магазине, на вокзале, в больнице. Поэтому совершенно естественно, что родители хотели бы знать, как правильно организовать занятия детей с компьютером в домашних условиях. Не менее важно то, что техника достигла такого уровня, что появились компьютеры, «общение» с которыми просто и вместе с тем очень эффективно (результативно) благодаря четкому изображению, высококачественным звуковым эффектам и разнообразию информации. Но техника не стоит на месте; аппаратные и программные средства будут продолжать совершенствоваться, и программы, которые сегодня приводят людей в изумление, завтра будут казаться не более, чем удовлетворительными. В наши дни фраза, которую столь часто приходилось слышать в 80-е годы — «Хороших обучающих программ не существует», — далека от истины. Но вот чего нам явно недоставало в последние годы, когда мы рассматривали стеллажи в книжных магазинах — это исчерпывающей информации для родителей, начиная с того, где приобрести наилучшие программы, и заканчивая тем, как, когда, и стоит ли вообще использовать компьютер дома для своих детей.

Компьютеры в современном мире

Что нужно знать вашему ребенку ?

Кое-кто из родителей сегодня опасается, что их дети «отстанут» или столкнутся с серьезными затруднениями, если не будут к определенному возрасту обладать «компьютерной грамотностью».

Наблюдая темпы, с которыми компьютеры внедряются во все сферы жизни современного общества, эти родители обеспокоены тем, что дети, незнающие, как составлять программу для компьютера, как называются его элементы и как пользоваться самыми обычными программами, по окончании школы окажутся неподготовленными к тому миру, в котором им предстоит жить. Эти опасения небеспочвенны. Информационная эпоха, в которую мы живем, действительно требует от наших детей новых навыков — таких, как способность получать, оценивать и интерпретировать большое количество данных. С другой стороны, мы неуверены, что вашему ребенку обязательно нужен компьютер, чтобы почувствовать себя образованным человеком, или что вам следует беспокоиться о том, не слишком ли мало внимания уделяется в школе компьютерной грамотности и программированию. Давайте заглянем в недалекое прошлое и попробуем понять причину многих из этих опасений. На заре микрокомпьютерной техники (10—15 лет назад) общение с компьютером было затруднительно, а хороших программ явно недоставало. Если вы хотели воспользоваться всеми преимуществами, которые давал компьютер, вам непременно надо было освоить программирование. Многие буквально испытывали страх перед компьютерами и программированием. Вы могли набраться терпения и так или иначе приобрести нужные знания, или же просто махнуть на все это рукой. В любом случае от опыта общения с компьютерами у вас оставалось дискомфортное чувство — эти странные новые машины казались созданиями сомнительными и пугающими. Сегодня многое изменилось. Пользоваться компьютерами стало намного проще, для них характерно «дружественное» по отношению к пользователю, программное обеспечение с простыми меню и легко выполняемыми инструкциями, а информация представляется с помощью четких графических изображений и звуковых эффектов. Чтобы заставить компьютер делать то, что вы от него хотите, теперь вовсе не обязательно владеть программированием. Нас повсюду окружает новая техника, и для современных детей компьютер сегодня страшен не более, чем стереосистема, видеомагнитофон или другая современная аппаратура, с которой они встречаются каждый день.

Программирование, конечно, интересная и занимательная штука (и к тому же хороший способ развития навыков решения задач), однако уметь программировать или знать, как вскрыть компьютер и отремонтировать его рядовому пользователю совсем необязательно. Ведь не всякий обычный водитель является одно временно и опытным автомехаником. Так же и полный курс, по священный изучению обращения с компьютером едва ли имеет больше смысла, чем курс по использованию телефона или видео магнитофона. Конечно, существуют некие основы, которые должны знать дети, пользующиеся компьютером. Они должны научиться сохранять файлы, знать правила обращения с дисками и т.д. точно также, как пользоваться тормозами, катаясь на велосипеде, или накачивать шины, когда они спускают. Но дети с легкостью и охотой схватывают эти основы в процессе работы с компьютером. Точно также можно предположить, что если наши дети научатся уверенно чувствовать себя при решении разных задач, то у них вряд ли возникнут затруднения при освоении программ работы с электронными таблицами и базами данных, текстовых процессоров или других средств, с которыми они встретятся вне школьных занятий. На самом деле сейчас бессмысленно учить детей каким-то конкретным применениям компьютера, готовя их к «вхождению в реальный мир», потому что техника изменяется столь быстро, что трудно предсказать, какие средства будут популярны через пять лет. Мы уверены — техника способна изменить жизнь наших детей. Мы покупаем автомашины или выбираем место жительства вблизи линий общественного транспорта вовсе не затем, чтобы наши дети узнали как можно больше об автомобилях, автобусах и поездах, а потому, что эти средства передвижения дают нам возможность навещать друзей и знакомых, посещать спортивные соревнования, знакомиться с новыми интересными местами и многое-многое другое. Точно также мы заинтересованы в компьютерной технике потому, что она может многое дать нам и нашим детям. Хорошая программа, как и хорошая книга, может перенести ребенка в захватывающий новый мир, внося в его жизнь множество впечатлений. Она может быть терпеливым учителем, надежным помощником или забавным партнером в игре. Дети, которые испытывают определенные трудности с письмом, с помощью компьютера могут достаточно просто научиться сочинять и исправлять ошибки. Дети, которым в тягость математика, теперь могут оттачивать свои знания в этой области с помощью увлекательных игр. А те, кто никогда раньше не интересовался географией, могут совершать далекие путешествия, имитируя перемещение по глобусу. Обязательно ли нужен компьютер, чтобы сделать обучение столь увлекательным? Вероятно, нет. Можно иметь компьютер и оснастить его таким скучным программным обеспечением, которое будет только надоедать вашему ребенку и отталкивать его от учебы. Столь, же вероятно, что с помощью увлекающих педагогов, заботливых родителей и стимулирующей обстановки можно дать гребенку хорошее образование и не имея компьютера.

Компьютеры отнюдь не являются каким-то волшебным средством. И относиться к ним надо спокойно — не благоговеть, но и не опасаться, и рассматривать их в качестве идеальных учителей, которые не могут ошибаться тоже ни к чему. Просто следует помнить, что при наличии соответствующего программного обеспечения компьютер может оказать весьма положительное влияние на отношение вашего ребенка к учебе и его способность постигать и любить окружающий мир. Именно по этой причине — благодаря потенциальной способности компьютера помочь вашему ребенку и доставить ему удовольствие — стоит потратиться и купить компьютерную систему и хорошее программное обеспечение для нее.

Компьютер как объект изучения

Итак, детям совсем не обязательно знать о том, как устроены компьютеры и как они работают, но мы не собираемся отговаривать вас от изучения этого вопроса вместе с ребенком. Компьютеры — точно так же, как динозавры, автомобили, животные и многое другое, чем увлекаются дети в разные периоды жизни, — могут быть весьма занимательны, как объект изучения. Если (и когда) ваш ребенок проявит интерес к компьютеру как к таковому, захочет узнать, как он работает, что находится у него внутри, как его запрограммировать и т.д., мы надеемся, что вы в сотрудничестве с учителями поддержите его интерес. Тем самым вам представится великолепная возможность изучить компьютер вместе с ребенком. Как только вы начнете искать примеры использования компьютеров в окружающем мире, то обнаружите их повсюду. Вы увидите, как служащие транспортных агентств при помощи компьютера получают информацию о рейсах самолетов в разные точки земного шара; в универсаме устройство, считывающее с товара штриховой код, посылает информацию в кассовый аппарат, который мгновенно узнает, что за продукцию вот купили и по какой цене; специальные телевизионные эффекты создаются с помощью компьютерной графики; официанты вводят информацию в портативные переносные компьютеры, которые затем передают заказы на кухню, справочные автоматы с компьютерными программами, работающими в режиме диалога, помогают ориентироваться в музеях, парках развлечений и универмагах.

Независимо от того, как ваш ребенок рассматривает компьютер — как средство, помогающее в освоении различных областей знаний, или просто как интересный объект для изучения, — мы думаем, что если вы его приобретете, то убедитесь, насколько это приятное и, с педагогической точки зрения, неоценимое дополнение к вашей домашней обстановке.

Игры, забавы и обучение

В те давние времена, когда началось массовое проникновение микрокомпьютеров в школы и дома, многие предприимчивые специалисты бросились разрабатывать «обучающие» программы для детей и взрослых. Но из-за технических ограничений того периода и узкого понимания многими разработчиками термина «обучение» большинство созданных ими программ оказалось нежизнеспособными.

Часть программ, рекламируемых как учебные пособия, представляли собой обычный текст, следующий страница за страницей и разбавленный вопросами и вариантами ответов на них. Другие были построены по принципу проб и ошибок, заставляя учащихся отвечать на вопросы и выдавая реакцию на их ответы в форме краткого сообщения («Нет, попытайся еще раз» или «Молодец, правильно!»). После того, как учащийся правильно выполнял не сколько заданий, такие программы обычно слегка вознаграждали его (музыкой, миганием экрана, оживлением изображений на экране и т.д.).

С тех пор программные средства шагнули далеко вперед, но многие разработчики и потенциальные покупатели все равно придерживаются устаревших взглядов на то, какие программы являются обучающими, а какие — нет. Мы часто попадаем в ловушку, полагая, что если программа не способна выполнить «серьезное» задание, то детям не следует обучаться на ней. А иногда мы смотрим программу, которая преподносит прописные истины и просто натаскивает детей в определенной области знаний, и ахаем: «Да, вот это действительно обучающая программа!».

Существуют, по крайней мере, две проблемы, связанные с таким взглядом на программные средства. Первая заключается в том, что можно легко упустить из виду другие аспекты обучения, когда все внимание сосредоточено лишь на правильных и неправильных ответах и фактах, которые требуется запоминать. Хотя эта сторона обучения и не лишена определенного смысла, однако гораздо важнее помочь ребенку играть и творить — т. е. делать то, чего нельзя добиться путем зубрежки.

Качественные образовательные программы, выпущенные на рынок, не имеют явно выраженного «инструктирующего» характера. Так, ряд программ обучения письму подталкивает детей к сочинению рассказов, писем и поздравлений друзьям, родственникам и учителям, тем самым не только побуждая совершенствовать навыки грамотности и правописания, но и развивая воображение и вкус.

Вторая проблема заключается в том, что учебные пособия, подготовленные в старом стиле, обычно недостаточно занимательны. Раньше дети еще могли мириться с такими программами, поскольку сам компьютер был для них новинкой и вызывал интерес. Сегодня компьютер привычен ребенку, как пылесос маме, и дети вправе ожидать от программ чего-то большего. Разумеется, не все программные средства должны быть столь же занимательными, как хорошая игра или компьютерная мультипликация; не менее увлекают детей удобные издательские программы и справочные средства, существенно помогающие в школьных занятиях. Но если ваш ребенок находит программу «скучной», он никогда не захочет ею пользоваться.

Игры и не только игры

Многие программы, которые необычайно увлекают детей, — это игры, ориентированные на обучение. Особенно затягивают так называемые имитационные игры, которые точно воспроизводят историческую, географическую или научную обстановку, погружают в нее детей и призывают их выступать в роли исследователей, принимать решения и преодолевать препятствия. Другие представляют собой современные и улучшенные версии «натаскивающих» программ; процесс тренировки и запоминания теперь протекает на фоне увлекательной ситуации с элементами игры (например, блуждание по лабиринтам, сражение с противником и т.п.) и сопровождается великолепной графикой и звуковыми эффектами.

Чтобы понять, научит ли чему-нибудь конкретная игра вашего ребенка — вам прежде всего надо определить, какое удовольствие он получает от игры: внутреннее (т.е. тесно связанное с содержанием изучаемого предмета) или внешнее (т.е. не имеющее отношения к содержанию изучаемого предмета).

Чтобы пояснить это, воспользуемся аналогией, не связанной с компьютерами, Допустим, вашему ребенку необходимо попрактиковаться в правописании и расширить свой словарный запас. Что тут может помочь? Разгадывание кроссвордов, игра в слова, телевизионные викторины и пр., т. е. те виды занятий, в основе которых лежит, в первую очередь, внутренняя мотивация. В каждом случае главным в игре является ее содержательная сторона (буквы и слова); хотя здесь присутствуют и некоторые внешние стимулы в виде набранных очков или выигранных денежных сумм, наибольшую радость юные игроки все же получают от успешного манипулирования буквами, из которых они составляют слова или предложения.

Альтернативным является подход, основанный на внешней мотивации; он также часто используется в школах. Предположим, что вместо одного из перечисленных выше занятий вы предложили ребенку сыграть в настольную игру или бейсбол, причем каждая игра включает в себя ряд слов, который необходимо помнить. Каждый раз, когда ребенок правильно определяет и называет одно из слов, ему дается возможность перейти на следующую клетку на доске или занять очередную базу при игре в бейсбол. При этом чисто игровые элементы (перемещение по доске в настольной игре или по бейсбольному полю) уводят далеко в сторону от изучаемого предмета.

Какой подход лучше с точки зрения обучения? Отчасти это зависит от конкретно поставленной цели. Если нужно лишь запомнить ограниченный перечень слов для теста, который учитель предложит в конце недели, то здесь наиболее эффективен метод, основанный на внешней мотивации (хотя в некоторых играх не возможно заранее предвидеть, какой набор букв получат игроки и какие слова оно смогут из них составить). Если вы хотите добиться, чтобы ваш ребенок почувствовал очарование букв и слов, то первый набор игр будет здесь более полезен. Если ребенок получает удовольствие от любой из этих игр, то он каждый раз будет все увереннее себя чувствовать в языковой среде. И, напротив, после игры в бейсбол ребенок скорее всего подумает: «Бейсбол — это замечательно. Я рад, что правильно назвал эти слова, и поэтому смог обежать все базы».

В мире программ мы видим то же самое. Ряд программ по строен таким образом, что содержащиеся в нем игровые элементы направлены в первую очередь на обучение. Наиболее ярко это проявляется в географических и исторических программах, которые отправляют игроков в воображаемое кругосветное путешествие, снабжая их картами, помогающими прокладывать маршрут, и давая ключи для продвижения в правильном направлении. В этом случае трудно отделить собственно игру от содержания предмета, и это увеличивает вероятность того, что у детей пробудится новый интерес к географии и познаванию мира.


← назадоглавлениедалее →

Комментарии

2009-10-17 01:22:31 — Сергей Марочкин

Чем позже освоит ребёнок компьютер - тем лучше: ЗДОРОВЕЕ БУДЕТ ! Помните, что ни Пифагор с Аристотелем и Архимедом, ни Леонардо да Винчи с Ньютоном и Эдисоном, ни Ломоносов с Менделеевым не стали глупее от того, что не имели компьютера. Компьютер портит здоровье - особенно вреден он для детей: жертвы компьютера - зрение, позвоночник, сон и подвижные игры во дворе. Компьютер пожирает свободное время - и игры, и интернет - зто наркотик, и не такой уж и слабый: интернет затягивает похуже курева, а игромания сопоставима с наркоманией. К сожалению, современный человек не может обойтись без компьютера: "комп" заменил пишущую машинку, а интернет - это большая библиотека с доставкой на дом (сеть ещё не заменила большие научные библиотеки - но уже намного превзошла даже очень хорошие "позднесоветские" районные, особенно по "зрительному ряду"). То есть, старшекласснику, особенно собирающемуся поступать в хороший "старый" (государственный гуманитарный, естественнонаучный, технический) ВУЗ, компьютер уже жизненно необходим. Насколько важна "компьютерная грамотность"? - Почти все пользователи работают лишь с несколькими основными программами, и используют лишь небольшую часть их возможностей. Любой школьник освоит эти азы самостоятельно - по самоучителю - за несколько дней, а то и часов. А совершенствование навыков и расширенное освоение возможностей каждой из программ - всё это вытекает из практических потребностей. Пожалуй, самые важные - и одновременно самые трудные в освоении навыки - это СКОРОЧТЕНИЕ и СКОРОСТНАЯ НАБИВКА (слепая десятипальцевая печать).


2010-05-05 17:03:11 —

где мне найти работу??? мне 11 лет!!!!!!!!


2011-02-10 21:54:08 — Сазонова Евгения Константиновна

Пожалуйсто,подкинте пару-тройку идей работы для 9-10 летних детей.Пожалуйсто дайти их быстрее!!!!!


2011-02-11 22:59:45 — Валерия Вадимовна

Какая работа в 9-10 лет???


Оставить комментарий


Ваш комментарий будет опубликован после модерации.


Rambler's Top100
ErgoSolo
© 1997— «ЭргоСОЛО»
Дизайн: Алексей Викторович Андреев
Вебмастер: Евгений Алексеевич Никитин
Пишите нам:
Звоните нам по тел. +7 (495) 995-82-95. Мы работаем круглосуточно. Прямо сейчас на все Ваши вопросы готова ответить наша служба поддержки:
Круглосуточная трансляция из офиса «ЭргоСОЛО»

Поможем бросить курить
Все права на материалы, находящиеся на сайте ergosolo.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Использование материалов сайта без разрешения ООО "ЭргоСоло" ЗАПРЕЩЕНО!
return_links(); ?>