СОЛО на клавиатуре

Во что обходятся "бесплатные" игры?

www.ichip.ru
27.04.2013

Бесплатные онлайновые и мобильные игры пользуются огромным спросом. Однако необходимо быть начеку, иначе придется выложить за них целое состояние. CHIP разоблачает новейшие уловки игровой индустрии.


CHIP расскажет, как разработчики игр Free-to-Play наживаются на геймерах

«Stop leveling and start living!» — этот призыв, который можно перевести как «Заканчивай „прокачивать“ уровни и начинай жить», является девизом интернет-группы взаимопомощи. У «Вдов WoW» («World of Warcraft Widows») есть кое-что общее: каждая из них потеряла любимого мужчину в онлайновой ролевой игре World of Warcraft. Группа обращается «к каждому, чьи отношения пострадали от этой игры, делающей человека зависимым» — так гласит сообщение на главной странице. И все же до недавнего времени у излишней увлеченности компьютерными играми было существенное отличие от классической игромании: затраты на ролевые онлайн-игры, такие как World of Warcraft, можно было просчитать. Теперь же игровая индустрия все чаще отказывается от привычной бизнес-модели, основанной на ежемесячной абонентской плате. Вместо этого была сделана ставка на абсолютно иной тип продаж, не знающий никаких финансовых границ: крупные разработчики, например EA, Ubisoft и Crytek, собираются в будущем зарабатывать деньги, предлагая свои игры по модели Free-to-Play. Из-за этого нового «относительно честного способа отъема денег» заядлые игроки скоро смогут не только поставить на кон свои отношения, но и проиграться в пух и прах. Производители ни в коей мере не собираются раздавать свои игры безвозмездно. Они всего лишь разработали более изысканный метод заставить игрока раскошелиться, поскольку «free» — это не что иное, как кодирующее слово, которое должно привлечь игроков в игровые миры. Как только они попались на удочку, необходимо заставить их раскрыть кошелек с помощью отработанных психологических трюков. Однако, как говорится, кто предупрежден — тот вооружен.

Более 40 000 рублей за бесплатную игру

То, что бесплатная игра может действительно вылиться в крупную сумму, недавно почувствовала на себе читательница журнала CHIP. Ее одиннадцатилетний сын потратил на браузерную Free-to-Play-игру Dark Orbit, разработанную лидером рынка, компанией Bigpoint, более 40 000 рублей. В этом космическом симуляторе его внимание было привлечено к телефонному номеру платной службы. С помощью данной горячей линии он покупал игровую валюту, чтобы улучшить свой звездолет. После этого его мать обратилась с письмом к редакции CHIP: «Возможно, действия компании Bigpoint вполне законны, но у меня осталось ощущение, что это чистой воды мошенничество!» Такие высокие траты в якобы бесплатных играх — не единичный случай: еще в 2009 году Общество защиты прав потребителей в связи с продуктами Bigpoint предупреждало о ловком мошенничестве, использующем детское желание играть. То, что в вышеописанной ситуации виновником такого счета стал несовершеннолетний, неслучайно: «Целевой группой разработчиков игр все чаще становятся именно дети», — рассказывает Карола Эльбрехт из европейской организации по защите прав потребителей. Она считает, что ответственность в подобных случаях должна лежать не только на родителях, но и на провайдерах: «Необходимо усложнить процесс оплаты детьми услуг в Интернете. Для этого разработчикам следует устанавливать эффективные механизмы защиты». С точки зрения потребителя решающую роль играет корректное описание: «Если сказано, что игра бесплатная, она и должна быть такой, — выдвигает свои требования Эльбрехт. — Нет необходимости в постоянном родительском контроле детей во время игры — следует лишь убедиться, что с определенного уровня она не становится платной», — рассказывает защитница прав потребителей в интервью. Однако такое требование противоречит бизнес-модели Free-to-Play в том виде, как ее понимают разработчики игр. Мартин Лорбер, сотрудник пиар-службы компании Electronic Arts, в своем блоге поясняет: «Это (Free-to-Play — прим. редакции) означает, что бесплатно предлагается базовая версия игры, которую шаг за шагом можно расширить с помощью приобретения дополнительного контента и предметов». Из этого вытекает двоякое значение игр Free-to-Play: с одной стороны, отказ от классической полной версии, поскольку «по сути дела эти игры являются демоверсиями с очень большими возможностями», комментирует Лорбер. В то же время, «если кому-то нравится игра, он может получить доступ ко всему контенту, купив отдельные возможности или товары либо оплатив премиум-аккаунт». В данном высказывании скрывается второе большое нововведение модели Free-to-Play на рынке игр: цена, в отличие от классических полных версий, не имеет верхней границы, поскольку число дополнительных виртуальных предметов (также называемых items) теоретически не ограничено. «Существует небольшая группа пользователей, выкладывающих по несколько тысяч евро за такие предметы с целью повышения своего социального статуса в игре», — рассказывает профессор Герхард Мейер, руководитель Бременского консультационного центра по работе с игроманами (Bremer Fachstelle Glucksspielsucht). В кругах разработчиков таким игрокам даже присвоено собственное имя: здесь они стали «китами». «Киты — это понятие из мира азартных игр, — поясняет Мейер. — В сфере казино таким названием обозначаются игроки, готовые на достаточно крупные ставки и в результате приносящие значительные суммы владельцам игровых заведений».


В зависимости от затрат на дополнительные предметы игроки делятся, по классификации разработчиков, на три группы: «киты», «дельфины» и «мелкая рыбешка». При этом вносящие деньги пользователи составляют 20% от общего числа игроков по модели Free-to-Play.

Немного статистики

Результаты опроса «Сколько денег в месяц вы тратите на дополнительные возможности в бесплатных онлайн-играх?», проведенного журналом CHIP среди читателей (см. диаграмму выше), оказались близки к описанному выше разделению на «китов», «дельфинов» и «мелкую рыбешку», применяемому разработчиками игр.

При этом, по данным исследования Analytic Research Group, большинство российских пользователей для пополнения игрового счета предпочитают терминалы оплаты — через них поступает 48% платежей. Меньшей популярностью пользуется оплата электронными деньгами — на ее долю приходится 32%. Посредством SMS-сообщений отправляется только 9% платежей. Примерно такой же процент приходится на банковские карты.

Цифровые питомцы по микроцене

Другим большим отличием игр Free-to-Play от традиционных полных версий является то, что некоторые понятия поменялись местами: если раньше игры стояли на полках в магазинах, то в новой модели распространения магазин находится внутри игры. В нем вы найдете ассортимент виртуальных товаров, с помощью которых можно постепенно расширить игру. Сами предметы, как правило, распределены по трем категориям, соответствующим различным интересам игроков: Vanity Items, Power Items и Booster Items. Однако в большинстве случаев вы не сможете купить эти дополнительные функции за реальную валюту, то есть за рубли, гривны, евро или доллары. Вам понадобятся внутриигровые денежные единицы, которые приобретаются за пределами самой игры за самые настоящие деньги. Возьмем, к примеру, современную и весьма известную ролевую онлайновую игру Free-to-Play-типа Star Wars: The Old Republic от разработчика EA — на местном рынке в ходу картельные монеты. Саму игровую валюту (картельные монеты) предлагается приобрести непосредственно на официальной страничке игры, оплатив покупку кредитной картой, по курсу $4,99 (150 рублей) за 450 монет.


Картельные монеты Star Wars: The Old Republic

Даже здесь исследователь игровой зависимости Мейер видит много общего с классической азартной игрой: «Эти монеты, в конечном счете, не что иное, как жетоны в казино. Благодаря обмену наличных денег на внутриигровую валюту вуалируется финансовая система стоимости, что ухудшает способность игрока рассуждать трезво. Исследования показывают, что игроки ведут себя более рискованно, когда имеют дело с такими жетонами, а не с настоящими деньгами». При этом существует еще один прием, который усложняет оценку реальной стоимости игровой валюты: обменный курс меняется в зависимости от того, сколько монет покупается за один раз. Конкретно в игре Star Wars: The Old Republic это выглядит следующим образом: 450 картельных монет стоят $4,99 (150 рублей), 1050 монет можно приобрести за $9,99 (300 рублей), а в качестве самого выгодного предложения рекламируется курс 5500 игровых денежных единиц за $39,99 (1200 рублей). Так же меняются и цены на виртуальные товары: экипировка для «продвинутых» игроков, на которую необходимо потратить 1200 картельных монет, в пересчете на реальные деньги стоит от $8 до $11 (от 240 до 330 рублей). Неудивительно и то, что в начале игры пользователям предлагаются только действительно дешевые предметы. Цена виртуального питомца, которого игрок может приобрести уже на начальном этапе, составляет, к примеру, $2 (60 рублей). Такие небольшие суммы на профессиональном языке называются микроплатежами. По словам Герхарда Мейера, этот принцип взят из классических игровых автоматов с маленькими ставками. Таким образом у игрока снижается психологический барьер для участия в подобной игре. Именно поэтому создателям названий для игр Free-to-Play важно подчеркнуть бесплатный аспект, что является для игроков большим достоинством. «Если игра им не понравится, они не потеряют на этом деньги», — пишет специалист по рекламе компании EA Мартин Лорбер. И, в целом, с ним нельзя не согласиться.

Внутриигровой магазин Star Wars: The Old Republic


Внутриигровой магазин Star Wars: The Old Republic называется картельным рынком. Местная валюта — картельные монеты

Vanity Items (декоративные предметы), такие как домашние животные или особенная одежда, обладают исключительно эстетическими функциями. Они не дают никакого конкурентного преимущества, но повышают престиж персонажа.

Power Items (предметы, увеличивающие силу) предоставляют игроку преимущество, наделяя его повышенной силой. В эту категорию попадают улучшенная экипировка и специальное вооружение.

Booster Items (предметы для ускорения) убыстряют игру. Например, они сокращают время в дороге между двумя пунктами в игровом мире или катализируют повышение уровня персонажа благодаря очкам опыта.

Бизнес на мобильных играх

В 2012 году уже четыре крупных лейбла заявили об активном переходе в будущем на модель распространения Free-to-Play. После Star Wars: The Old Republic компания EA собирается выпустить в таком же формате следующую игру из серии Command & Conquer. Разработчик Ubisoft запускает три продолжения известных игровых серий: строительную стратегию Anno Online, тактический шутер Tom Clancy's Ghost Recon Online и симулятор подводной лодки Silent Hunter Online. В портфолио компании Sony Online Entertainment два многопользовательских шутера — Bullet Run и Planetside 2. Немецкий разработчик Crytek в будущем собирается выпускать только игры Free-to-Play и уже может начинать праздновать, потому что его военный шутер Warface достиг огромного успеха в Азии и России.

Помимо компьютеров существует и другая очень доходная для разработчиков сфера, в которую торжественно входит принцип Free-to-Play, — приложения для смартфонов. По данным консалтинговой компании по вопросам технологий Mucke Sturm & Company, игры составляют 60% от всего числа загруженных приложений: «Мобильные предложения могут полностью удовлетворить игровые инстинкты людей». Здесь же подсчитали, что к 2016 году рост продаж в сфере мобильных приложений Free-to-Play увеличится на 102%, то есть на 195 млн евро в год. За тот же период, однако, произойдет и снижение количества платных игровых приложений на 40%. Риск в случае с мобильными играми Free-to-Play аналогичен риску с компьютерными играми: если не быть осторожным, можно — добровольно или нет — быстро стать «китом» и спустить на игру целое состояние. Специалист по игровым зависимостям профессор Мейер видит в этом опасную тенденцию: «Однозначно необходимо действовать: если человек тратит деньги для повышения своего социального статуса в игре, следует создать систему раннего распознавания, как и при классических азартных играх. Только так можно вовремя вычислить заядлых игроков и вывести их из игры». Без такой системы в будущем «Вдовы WoW» могут потерять в игровой индустрии не только мужей, но и своих детей, а также всю семейную собственность.

Free-to-Play на смартфоне: где и сколько тратят геймеры

Smurf's village — в этой игре 2000 ягод стоят 3290 рублей

Цены на внутриигровые покупки*

350 ягод — 799 рублей

800 ягод — 1690 рублей

2000 ягод — 3290 рублей

*Здесь и далее источник — магазин приложений Apple по состоянию на 7.12.2012

Brothers in Arms 2: Global Front Free+ — здесь расплачиваются медальонами

Цены на внутриигровые покупки

20 медальонов — $1,99 (59 рублей)

230 медальонов — $19,99 (599 рублей)

1300 медальонов — $99,99 (2999 рублей)

The Hobbit: Kingdoms of Middle-Earth — чтобы быстрее возвести свой город, необходимо докупать мифрил

Цены на внутриигровые покупки

50 мифрилов — 169 рублей

240 мифрилов — 649 рублей

1600 мифрилов — 3290 рублей.


← назадоглавлениедалее →

Оставить комментарий


Ваш комментарий будет опубликован после модерации.


Rambler's Top100
ErgoSolo
© 1997— «ЭргоСОЛО»
Дизайн: Алексей Викторович Андреев
Вебмастер: Евгений Алексеевич Никитин
Пишите нам:
Звоните нам по тел. +7 (495) 995-82-95. Мы работаем круглосуточно. Прямо сейчас на все Ваши вопросы готова ответить наша служба поддержки:
Круглосуточная трансляция из офиса «ЭргоСОЛО»

Поможем бросить курить
Все права на материалы, находящиеся на сайте ergosolo.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Использование материалов сайта без разрешения ООО "ЭргоСоло" ЗАПРЕЩЕНО!