СОЛО на клавиатуре

За границу как домой

"Российская газета"
13.11.2013

Популярный в рунете сервис «Яндекс.Карты» представил вчера в Московском планетарии обновление своих карт, расширивших географию сервиса. Ранее карты городов и дорог между ними были доступны жителям стран СНГ и Турции. Теперь же пользователям доступны карты городов всего мира. Причем это не просто карты, а подробные схемы городов всего мира с поддержкой автомобильной маршрутизации.

Обновленные «Яндекс.Карты» доступны как на сайте, так и в мобильных приложениях. Новые карты содержат подробные схемы городов большинства стран. Детальнее всего выполнены Европа и Северная Америка: карты этих регионов содержат информацию об улицах, домах и дорожной сети, позволяя строить автомобильные маршруты как внутри городов, так и между ними.

Иностранные названия городов, а также популярных туристических мест переведены на русский язык. «Чтобы продублировать топонимы на русском, нужно было перевести с 37 языков названия более 7 миллионов объектов, расположенных в 237 странах», — рассказал руководитель команды «Яндекс.Карты» Андрей Стрелков. При этом для зарубежных пользователей информация об объектах представлена на латинице в привычном для них написании.

Работу над обновлением «Яндекс.Карты» в компании сравнивают с «полной пересборкой летящего самолета». Сотрудники сервиса отмечают, что собственные карты России, Белоруссии, Украины и Казахстана будут обновляться ежемесячно, а карты других стран мира, основанные на данных компании Navteq, — каждые три месяца. Дизайн всех карт будет единым, разработчики сгладили все стыки границ, и теперь пользователи не увидят на картах разрывов дорог или рек между странами. Путешественники теперь могут составлять маршруты поездок на разных видах транспорта через все страны, получая информацию о предполагаемом времени в пути.

Вместе с мировыми картами «Яндекса» будут развиваться и популярные у автомобилистов «Яндекс.Пробки», доступные сейчас жителям России, Беларуси, Украины и Казахстана.

О том, как работает этот сервис, мы побеседовали с аналитиком «Яндекс.Пробок» Леонидом Медниковым.

Сколько людей или устройств ежедневно пользуются картами «Яндекс»?

«Яндекс.Картами» на стационарных компьютерах ежедневно пользуется около трех миллионов человек и еще миллион человек на мобильных устройствах. В месяц это 25 миллионов человек со стационарных компьютеров и более 7 миллионов — с мобильных устройств. С мобильных большую долю составляют автомобилисты, которые смотрят пробки. Даже если ты каждый день пользуешься одним и тем же маршрутом из дома на работу или с работы до дома, есть смысл посмотреть, что творится на дороге.

Привычная ситуация — человек ищет нужный адрес с бумажной распечаткой вашей карты. А сколько из них отправляет карты на печать?

Это важный до сих пор, но отмирающий все-таки вид. Большинство людей пользуются картами в смартфонах и планшетах. Хотя распечатки конечно по-своему очень удобны — у них никогда не сядет батарейка, они не теряют связь, но они слабо помогают сориентироваться на местности.

Что чаще всего ищут люди на картах?

Ответ на этот вопрос можно получить прямо из приложения. Когда мы делали Навигатор, для того, чтобы людям не нужно было много печатать, самые популярные запросы мы вынесли в поиск. Все самое популярное, что ищут люди есть в этом поиске. В первую очередь, люди ищут еду. В разных видах. Фастфуд, рестораны, кафе, бары. Автомобилисты чаще всего ищут заправки, автомойки. Очень популярная тема — банкоматы. А также людям нужны гостиницы, стоматологи — на удивление часто люди их ищут — а также ближайший автосервис, салоны красоты, аптеки, банки, нотариусы...Все, что ищут люди, в наших приложениях оказывается на расстоянии двух кликов.

Поиск как-то привязан к местоположению пользователя? Знает ли «Яндекс» о том, к примеру, что в Анапе чаще ищут гостиницу, а в Москве, в центре — кафе или рестораны, а в Зюзино — аптеки?

Вообще такую информацию при желании можно узнать — мы любим публиковать различные исследования о том, что же ищут люди. Это всем любопытно, однако не очень понятно, как использовать это знание в рамках сервиса. Так или иначе, если вы что-то ищете в Мобильных «Яндекс.Картах» или «Навигаторе», вам покажут те заведения, которые находятся поблизости. А если интересует не то, что поблизости, а какой-то конкретный район, станция метро, где вы хотите найти банк или автосервис — уточните это в запросе, и поиск будет производиться в заданном месте.

Мы уже почти забыли, как это было всего10 лет назад, когда не было карт и умных мобильных телефонов, и вы, оказавшись в незнакомом месте, сталкивались с задачей вроде «купить продукты», «купить подгузники», должны были спрашивать у знакомых, у прохожих, где здесь ближайший магазин или аптека. Сейчас, когда вам нужно что-то сделать, или что-то найти, и вы находитесь в пути, вы можете в любую секунду узнать, где «по дороге» можно купить детское питание или батарейки.

Геосервисы сейчас очень тесно связаны с реальной повседневной жизнью людей.

Какая обратная связь предусмотрена в ваших картах? Если движение стало односторонним, на карте есть дом, а он сгорел или снесен?

Мы собираем информацию об ошибках по нескольким каналам, и все они дополняют друг друга. Финальное решение о внесении правок картографы принимают исходя из того, можно ли проверить изменения на карте в трех независимых источниках. Во-первых, наша команда самостоятельно анализирует свежесть карт — мониторит сообщения официальных властей, анализирует планы реконструкций, просматривает новости из СМИ, сверяет панорамы с доступными фотографиями, следит за отзывами на городских форумах. Нам очень помогают пользователи, которые оставляют жалобы на вебе или в мобильной версии карт. В особо сложных случаях мы отправляем наших региональных представителей на место спорного объекта для проверки корректности информации.

Важно подчеркнуть, что основное отличие «Яндекс.Карт» от обычной картографической компании — мы работаем с живым потоком фидбека пользователей.

И есть такое понятие как Справочник, куда вы можете добавить свою организацию. Там есть механизм подтверждения прав, чтобы информацию мог добавить или изменить только владелец или уполномоченный сотрудник этой организации. Часто у организаций меняется профиль, телефоны. Все данные проверяются и перепроверяются. Обновление этого справочника происходит на следующий день после внесения правки.

Неужели вы проверяете каждый новый номер?

Если он поменялся — да. Прозваниваем организации, уточняем информацию, и только после этого она появляется на карте. Для этих целей у нас есть собственный call-центр. Любой пользователь может сообщить нам, о том, что где-то поблизости снесли дом или закрыли одно заведение, а на его месте открылось другое. Мы не можем верить всем на слово. Так, если кто-то недобросовестный захочет «задушить» конкурента и указать неверную информацию, у него это не получится.

С «Яндекс.Пробками» тоже самое. Открыли новую развязку, повесили кирпич, закрыли или открыли переезд, вместо двустороннего движения сделали одностороннее и наоборот. Любое событие, которое освещается в СМИ, попадает к нам, и мы сами вносим эту информацию. Кроме того, сами автомобилисты могут нам сообщить об этом. Далее информация попадает к экспертам, проверяется, уточняется и вносится на карту.

Что касается дорожных перекрытий, в ситуациях, когда не новая дорога открыта, а какая то старая перекрыта или стала односторонней, то здесь мы можем среагировать практически мгновенно. Как только сообщение к нам поступило, эксперт может нарисовать эту улицу как одностороннюю, и через несколько минут все, кто пользуется нашими Пробками или Маршрутами, получат обновленную информацию или увидят на карте перекрытую улицу. К примеру, если сегодня на Щербинке с утра до вечера переезд закрыт на ремонт, об этом написали СМИ, на карте появляется кирпич и темно-коричневая линия. «Яндекс.Навигатор» построит новый маршрут с учетом этого перекрытия и покажет, как проехать, минуя этот переезд.

Ваши «Народные карты» — огромный и постоянно пополняемый источник такой информации. Используете ли вы данные, нанесенные пользователями этих карт?

К нам иногда приходят обращения, мол, «посмотрите, на Народной карте все уже нарисовано правильно». Автоматического переноса информации, добавленной пользователями на Народную карту у нас нет. Просто потому, что далеко не вся информация нужна всем пользователям. Кроме того, такую информацию тоже надо перепроверять. К Народной карте мы относимся так же, как к сообщениям пользователей об ошибках или неточностях. То есть перед тем, как перенести данные из народной карты в обычную, мы проверяем информацию по другим источникам.

Вернемся к мобильным устройствам. В них параллельно существуют и официальная карта, и достаточно «весомая» народная. Так ли это необходимо пользователям?

Здесь есть несколько очень важных отличий. Официальная карта проходит обязательное согласование с российскими официальными ведомствами и это значит, что она определенным образом правильно составлена. И на ней нет ничего запрещенного. Все согласовано. Она составлена профессиональными картографами и это означает высокий уровень надежности данных.

Народная карт имеет возможность делать что-то очень быстро. Она позволяет залезть в такие места, информация о которых к картографам постуает не так уж часто. К примеру, наводнение на Дальнем Востоке. Пользователи Народной карты могут ежедневно или несколько раз в день наносить информацию — здесь затоплено, тут выстроена или строится дамба. Здесь, в этой школе — пункт сбора волонтеров, выдача гуманитарной помощи. Если в этой зоне есть связь, пользователи могут наносить эту информацию и использовать ее.

В обычной жизни маленькие города могут иметь фантастически подробную Народную карту и достаточно общую официальную. На одну чашу весов кладется «надежно, достоверно, согласованно с правительственными организациями, не так подробно» и Народная, где может быть все достаточно подробно отрисовано, может быть не очень достоверно, может быть один квартал отрисован, а остальной город заброшен посреди дороги. Второй очень важный для пользователей момент — это маршруты. Они у нас прокладываются по обычной карте. На народной карте маршрутизации не существует. Там нет информации о разрешенном или запрещенном повороте, и нельзя ее добавить. Даже если в регионе есть хорошая народная карта, ее можно использовать как подложку, так мы называем карту на которую можно посмотреть, сориентироваться, но машрутизация будет происходить только по официальной карте.

Как часто обновляются ваши спутниковые карты?

Мы постоянно делаем заказы, но то облачно, то зима, всюду снег и картинка не очень интересная. Идет постоянная борьба за свежесть и лучшее качество. При этом соблюдается определенный баланс. Если город динамично развивается, строится, мы стараемся оперативно обновлять картинку, чтобы пользователи видели новые кварталы.

Менее освоенные территории, где изменения происходят гораздо реже, чем в мегаполисах, мы и обновляем соответственно реже.

Как формируется информация о пробках? Какие устройства участвуют «в создании пробок». Только сматрфоны, планшеты, навигаторы, или только устройства с ГЛОНАСС?

Во-первых, мы ничего не можем считывать с устройста без активного участия его владельца. У него должен быть запущен наш Навигатор или программа «Яндекс.Карты». Приложение при помощи GPS или ГЛОНАСС, определяет ваши координаты и показывает вам карту пробок. Одновременно приложение передает ваши координаты на серверы в обезличенном виде. Эта информация используется для построения схемы пробок.

Как это работает?

К нам приходит сигнал, что по этой улице что-то движется. Мы смотрим, с какой скоростью и куда движется этот объект. Если быстро — мы рисуем за ним линию зеленым цветом. Если медленно — то красным. Если бы во всем городе был всего один человек, который использует «Яндекс.Карты» — за ним бы рисовалась цветная линия. Там где он ехал быстро — зеленая, там где медленно — красная. В промежутках -желтая. Но так как реально таких людей в городах десятки и сотни тысяч, то все эти линии сложным образом накладываются друг на друга, данные сравниваются, и в результате мы получаем усредненную карту пробок, максимально объективно отражающую реальность. Потому что каждый конкретный пользователь может двигаться как в потоке, так и нет — например, остановиться по своим делам. Так вот если скорость одного не соответствует скорости всех остальных, наши алгоритмы «отсеят» его сигналы. Глядя на схему пробок, автомобилисты фактически смотрят на то, как до этого проезжали другие автомобилисты.

Если вы стоите в пробке, или медленно едете, информация за вами обновляется и следующие за вами автомобилисты будут лучше осведомлены о дорожной ситуации.

А как часто вы обновляете информацию по пробкам?

На мобильных устройствах информация обновляется раз в две минуты. Но здесь есть нюансы. Если по улице за последние 5 минут никто не проехал — информации нет, и она не может обновиться. Также если скорость резко изменилась — улица не будет резко перекрашена в красный. Наша работа заключается в том, чтобы реагировать быстро, но при этом не обманываться. Резкие изменения скорости в реальности происходят гораздо реже, чем плавные. Поэтому если сигналы показывают, что такое происходят, мы не исключаем возможности, что это поехала компания мотоциклистов сквозь пробку или несколько машин скорой помощи по встречке. Мы ждем других подтверждений.

А может ли «Яндекс», скажем по запросу от правоохранительных органов, предоставить информацию о лихачах, которые каждый вечер гоняют с превышением скорости по Кутузовскому, или стритрейсерах, устраивающих заезды на Воробьевых горах?

У нас никакие персональные данные не хранятся. Для того, чтоб зайти в карты или воспользоваться навигатором не нужна ни регистрация, ни авторизация. Мы ничего про владельца устройства не знаем, ему, при помощи генератора случайных чисел, присваивается некий ID (идентификационный номер), и это все. Мы принимаем сигналы от устройств, а кому они принадлежат или кто ими пользуется — мы не знаем. Поэтому никакой информации ни о номере телефона, ни о об автомобиле, ни о человеке «Яндекс» не знает.

Недавно вы открыли удобный сервис по слежению за общественным транспортом в Московской области. В каких городах этот сервис уже работает и когда он появится в Москве?

Да, Московская область была не первой в этом. Раньше ее появились Казань, Омск, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь. Мы планируем и дальше расширять географию этого сервиса. Мы бы очень хотели сделать такой сервис для Москвы. Переговоры с московскими властями ведутся, но договориться пока не удается.


← назадоглавлениедалее →

Оставить комментарий


Ваш комментарий будет опубликован после модерации.


Rambler's Top100
ErgoSolo
© 1997— «ЭргоСОЛО»
Дизайн: Алексей Викторович Андреев
Вебмастер: Евгений Алексеевич Никитин
Пишите нам:
Звоните нам по тел. +7 (495) 995-82-95. Мы работаем круглосуточно. Прямо сейчас на все Ваши вопросы готова ответить наша служба поддержки:
Круглосуточная трансляция из офиса «ЭргоСОЛО»

Поможем бросить курить
Все права на материалы, находящиеся на сайте ergosolo.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Использование материалов сайта без разрешения ООО "ЭргоСоло" ЗАПРЕЩЕНО!