СОЛО на клавиатуре

Ваше Художество

itogi.ru
19.09.2011

Как Джонатан Айв сделал миру красиво

В конце августа случилось то, чего боялись все поклонники гаджетов от Apple: генеральный директор и сооснователь компании Стив Джобс заявил о своем уходе. Тем не менее мировую общественность волновал не вопрос о том, кто же станет его преемником, а останется ли в компании Джонатан Айв, старший вице-президент по промышленному дизайну и фактически создатель гаджетов, ставших мировыми хитами, — плеера iPod, компьютера iMac, смартфона iPhone и планшетного компьютера iPad. Елизавета II, Дмитрий Медведев, Тони Блэр и Джордж Буш — лишь несколько персон, которые не расстаются с устройствами, дизайн которых придумал Айв. Именно он вместе с Джобсом в конце 90-х возродил Apple из небытия и сделал из загибающегося предприятия самую успешную компанию в мире. Однако обо всем по порядку...

Кто вы, мистер Айв?

...Это помещение охраняется отделом внутренней безопасности, доступ в него рядовым сотрудникам закрыт. Оно оборудовано по последнему слову техники и даже имеет собственную столовую, дабы никто из работающих здесь не выходил на улицу на обед и случайно не проболтался о своей работе во время беседы с коллегой за чашкой кофе. Такие правила установлены в департаменте промышленного дизайна компании Apple, которым уже 13 лет руководит Джонатан Айв. Секретность в данном случае вполне уместна, ведь десятки миллионов любителей техники Apple во всем мире ждут очередного гаджета, словно манны небесной. И не дай бог кому-нибудь станет известно, над каким бестселлером трудится творческая команда во главе с Айвом.


Айв, Стив Джобс и команда дизайнеров
Фото: online-apple.com

То, что новое устройство от Apple автоматически становится самым желанным, подтверждают цифры: с июня 2007 года, когда на рынке начал продаваться первый телефон iPhone, и до конца того же года было реализовано 3,7 миллиона «трубок» с надкушенным яблоком, а только за II квартал года текущего — уже 20,3 миллиона.

Дизайнерский дар Джонатана, или Джони, однозначно уникален, хотя сам Айв производит двоякое впечатление. «На первый взгляд он напоминает большого головореза-скинхеда, но на самом деле это милейший и самый вежливый человек, которого вы когда-либо встречали», — говорит редактор сайта о технике Apple Линдер Каний. Потертые джинсы, черная футболка — несмотря на заработанные миллионы, Айв словно воплощает основную идею Стива Джобса: будь проще — и люди к тебе потянутся.

Айв родился в феврале 1967 года в английском Чингфорде в семье учителя дизайна и технологий. Родители Джонатана переехали в Стаффордшир в начале 80-х, когда его папаша сменил работу и стал школьным инспектором. В результате Джони пришлось менять школу своего городка на новое учебное заведение. Правда, этот переезд оказался судьбоносным: в новых учебных стенах он познакомился со своей будущей женой Хизер Пегг. Сейчас у них двое близнецов.

Скромный, круглолицый, с вьющимися, как у пуделя, черными волосами, Айв вел себя как настоящий упрямец, всегда достигающий поставленной цели. «Он никогда не задирал нос, но умел себя поставить в кругу сверстников. Играл на позиции форварда и никогда не стеснялся влезть на поле в самую серьезную заварушку», — вспоминал на страницах британской газеты Daily Mail его приятель Алан Саундерс, бывший в то время капитаном школьной сборной по регби.

Как и любой английский подросток того времени, Айв фанател от культовых музыкальных групп, но больше всего любил слушать Роджера Уотерса из легендарной Pink Floyd. И даже был барабанщиком в коллективе, игравшем мягкий вариант рока в церковных приходах.

Впрочем, интерес к дизайну у Джонатана проявлялся еще до школьной скамьи. «Меня всегда увлекали вещи, сделанные из деталей. Поначалу я не придавал значения их формам и, будучи ребенком, просто старался разобрать на части все, к чему эта операция могла применяться. Позже мой интерес возрос до желания выяснить, почему объект имеет именно такие формы, для чего он нужен и из какого материала сделан», — вспоминает Айв о выборе жизненного пути.

Джонатан решил посвятить себя промышленному дизайну и для этого поступил в Нортумбрийский университет, где получил степень бакалавра искусств, а через много лет и почетного доктора. Уже в студенчестве Джони снискал лавры первооткрывателя. Однажды его друг и будущий партнер Клайв Гриньер посетил Айва на его квартире и поразился тем, что жилище дизайнера было завалено сотнями пенопластовых моделей одного из проектов — устройства с микрофоном и наушниками, которое могли бы использовать учителя для общения с плохо слышащими детьми. Причем Айв не мог остановиться на конечном варианте, постоянно что-то дополнял и совершенствовал.

Проходя практику в студии Roberts Weaver Group, Джони придумал ручку с зажимным механизмом на кончике, который постоянно отвлекал людей от работы — уж больно всем нравилось его вертеть. «Все просто помешались на этой штуковине, — вспоминает один из сотрудников той компании. — Мы называли это «заджониться» .

От туалета до iPad’а

К концу обучения Айв имел на своем счету аж две награды Королевского общества искусств, одну из них — за дизайн автоматической кассовой машины.

Поэтому к моменту выпуска из университета Джони стал практически легендой в британских дизайнерских кругах. Неудивительно, что Клайв Гриньер предложил Айву в 1989 году стать сооснователем студии Tangerine. Впрочем, дизайнер там задержался ненадолго: британские компании не смогли по достоинству оценить его талант и задумки.

Об этом красноречиво говорит следующая история. Как-то раз одна фирма по обустройству ванных комнат заказала у Tangerine дизайн туалета. Айв долго корпел над своим творением и сделал отличную презентацию. Однако маркетолог клиента решил выпендриться перед молодым дизайнером и разнес проект Джонатана в пух и прах с точки зрения теории продвижения товара на рынке. Тот был просто раздавлен. «Я чувствовал себя ужасно, так как хотел сконцентрироваться именно на самом дизайне как ремесле, а не как бизнесе» , — вспоминал Айв. Гриньер, прекрасно осознавая талант своего напарника, старался его как-то утешить. Только клиентам с туманного Альбиона, увы, на это было наплевать.

Настоящая жизнь началась с заказа от Apple. Гриньер позже вспоминал: «Однажды Айв связался со мной и сказал, что останется еще ненадолго в Калифорнии, дабы насладиться тамошним солнцем, хотя была зима. Когда он вернулся, с его лица не сходила улыбка, и я понял, что Apple предложила ему работу. Они поняли, что созданы друг для друга».

Переход на новое место состоялся в 1992 году. Тем не менее первое время работы на компьютерную корпорацию не принесло Айву ни славы, ни признания. Ради справедливости стоит отметить, что и дела у компании тогда шли неважно. Дизайнерская команда в то время подчинялась... искусственному интеллекту. А именно суперкомпьютеру Cray, который занимался созданием прототипов новых устройств. При этом его «творения» воспринимались покупателями без особого энтузиазма. Неудивительно, что новый Macintosh, приуроченный к 20-летию этого персонального компьютера, над которым в том числе работал и Айв, оказался коммерчески неуспешным. Это устройство являлось одним из первых компьютеров с плоским жидкокристаллическим дисплеем, цена зашкаливала, а вот внешность.... Внешность была ужасной. Ценник упал с 9 тысяч долларов за штуку до 2 тысяч к тому моменту, как компьютер убрали с полок магазинов. Было ясно: компания Apple пребывает в творческом кризисе.

Дизайнер даже подумывал над тем, чтобы вернуться в Англию, однако удача наконец-то повернулась к нему лицом. В 1997 году в компанию после 12-летнего отсутствия вернулся «великий и ужасный» Стив Джобс. Основатель начал рубить направо и налево, увольняя ведущих сотрудников и выкидывая большинство модельных серий на свалку истории. Однажды Джобс заглянул в отдел дизайна, который находился через дорогу от основного здания штаб-квартиры компании. Увидев собственные наработки Айва, Джобс был потрясен. Говоря пушкинскими строчками, глава компании и ее дизайнер действительно сошлись, как волна и камень. «Это изумительная синергия: лидер компании, который ценит дизайн, и глава дизайна, который ценит компанию», — говорит бывший коллега Айва, который проработал с ним в течение трех лет.


Джонатан Айв и Джон Рубинштейн, главный инженер Apple (1999)
Фото: Susan Ragan (AP)

Действительно, без управленческого гения одного и дизайнерского таланта другого Apple, возможно, уже загнулась бы, несмотря на свое славное прошлое основателя компьютерной индустрии. Но судьба (или дар предвидения Стива Джобса) распорядилась иначе. Уже к 2001 году появился тот мгновенно узнаваемый во всех уголках планеты минималистский, но функциональный дизайн, который потребители полюбили беззаветно. Они приняли на ура первый шедевр от Айва — плеер под названием iPod. С течением времени Джонатан обновил модель, сделал плеер меньше, тоньше и добавил цветные версии. Потом был революционный iPhone, а затем Айв придумал дизайн для планшетника iPad, который своим появлением ознаменовал наступление эры новых гаджетов, находящихся где-то посередине между стационарным компьютером и ноутбуком.

Британец стал получать дизайнерские награды с завидной регулярностью: «Умнейший дизайнер планеты» по версии журнала Fortune, дважды «Дизайнер года» по мнению британского Музея дизайна. В 2009 году он стал почетным доктором Королевского колледжа искусств. «За выдающиеся заслуги и высочайшее качество своих работ», как пояснил «Итогам» представитель этого заведения.

Яблочный рецепт

«Моя любимая шутка — это надпись на моем надгробье: «Здесь лежит парень, который нанял Джонатана Айва», — шутит Роберт Брюнер, бывший глава отдела промышленного дизайна корпорации Apple, в свое время предложивший британскому дизайнеру работу. По словам Брюнера, Айв «всегда был дизайнером, который чувствовал потребителя, его предпочтения в форме продукта, его материале и деталях и в том, как это все объединить на сборочном конвейере». Многие поклонники, да и ненавистники «яблочного» бренда отмечают: его гаджеты нравятся буквально на подсознательном уровне, подтверждая, что все гениальное просто. И все же у гения есть свой, чисто «яблочный» рецепт успеха и вдохновения. Дизайнер просто помешан на детальной проработке всего и вся. Когда Стив Джобс попросил его в конце 90-х создать яркие компьютеры — которые впоследствии станут первыми iMac, — Айв дни напролет проводил на карамельной фабрике в поисках вдохновения и цветовых оттенков, которые бы всему миру заявили, что эти машины не только для работы, но и для развлечения. Другой ингредиент — время. Одной из причин, по которым Айв ушел из Tangerine и переехал в Америку, были сжатые сроки для выполнения проектов. Apple же предоставила художнику полную свободу творчества, позволив разрабатывать образы новых устройств месяцами и даже годами. Неудивительно, что компания выводит на рынок всего-то по одному-два принципиально новых продукта раз в несколько лет. Но это, как показал опыт, оправданно. «Победы, которые вы одержали благодаря вашему умению что-то продавать, недолговечны, — говорит Айв. — Успех продукта, над которым вы работали не покладая рук, может иметь долгосрочный эффект».

Конечно, часть всемирного признания принадлежит и его команде дизайнеров. Большинство из них живут в Сан-Франциско, и ходят слухи, что минимальная зарплата, которую получают в этой могучей кучке, не меньше 200 тысяч долларов в год. Без учета бонусов. Это намного больше, чем в среднем по индустрии. Сам Айв тоже не бедствует: он получает в пересчете на британскую валюту больше миллиона фунтов в год зарплатой, но основная доля приходится на вознаграждения в виде акций Apple. Например, на следующий год опционная программа Айва оценена в 15 миллионов фунтов акциями компании.

Конечно, ничто мирское дизайнеру не чуждо. Несмотря на довольно скромный внешний вид, он все-таки проявляет слабость к дорогим спорткарам, будь то Aston Martin или Bentley. Но его дом в Твин Пикс, знаменитом районе Сан-Франциско, имеет всего две спальные комнаты.

После того как Стив Джобс объявил о своей отставке, поползли слухи о том, что Айв хочет-таки вернуться в Англию, где у него есть свое поместье. Другие предполагали, что он займет место самого Стива. Тем не менее новый директор уже назначен, но сможет ли он найти общий язык с Айвом — большой вопрос. Хотя именно от этого альянса зависит будущее всей компании.

Константин Полтев


← назадоглавлениедалее →

Оставить комментарий


Ваш комментарий будет опубликован после модерации.


Rambler's Top100
ErgoSolo
© 1997— «ЭргоСОЛО»
Дизайн: Алексей Викторович Андреев
Вебмастер: Евгений Алексеевич Никитин
Пишите нам:
Звоните нам по тел. +7 (495) 995-82-95. Мы работаем круглосуточно. Прямо сейчас на все Ваши вопросы готова ответить наша служба поддержки:
Круглосуточная трансляция из офиса «ЭргоСОЛО»

Поможем бросить курить
Все права на материалы, находящиеся на сайте ergosolo.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Использование материалов сайта без разрешения ООО "ЭргоСоло" ЗАПРЕЩЕНО!